logo
История костюма 1 курс

5.5. Индийский костюм

На территории Индии в долине Инда первые поселения лю­дей селились поближе к воде. Это объяснялось очень просто: наличием неиссякаемых запасов рыбы и плодородными почва­ми. Опять же, по водному пути легче перевозить грузы, неже­ли сухопутным способом.

Общественный строй древней Индии — община. Во главе общин стояли раджи — выборные вожди. Они собирали дру­жины воинов, которые совершали походы и собирали дань. Рад­жи постепенно превращались в наследственных преемников власти, а сборщики податей — в чиновников. Таким образом, создавалось классовое государство.

Главным источником богатства жителей было земледелие. В долине Инда выращивали ячмень, пшеницу, овощи и хло­пок, который здесь стали культивировать раньше, чем где бы то ни было еще.

В Индии были изобретены цифры, мы их теперь называем арабскими.

Первые индийские государства возникли много позже, чем Египте и Двуречье — в I тысячелетии до н.э. Особенно выделялось рабовладельческое государство Магадха, зах­ватившее обширные земли в долине Ганга. Все население Ин­дии делилось на касты. К высшим кастам принадлежали бра­мины (жрецы) и кшатрии (воины); за ними следовали вайшьи (ремесленники, земледельцы, купцы). Низшей кастой были шудры (слуги). Были и люди, лишенные всяких прав, не вхо­дившие ни в какую касту, — неприкасаемые. Для каждой ка­сты законом была установлена особая одежда.

Индия является родиной хлопка. Самая простая кисея была необычайно тонкой, она славилась по всему миру. Почти все ткани были затканными серебряной или золотой нитью.

Льняные ткани разрешалось носить только высшим кастам. Индийцам были знакомы и шелковые ткани, одежду из них но­сили знатные люди. Женщины высших каст одевались в шел­ковые разноцветные одежды. Знатные богатые индийцы носи­ли также дорогие меха, украшая ими одежду, — из северных стран в Индию доставлялся соболий, бобровый, горностаевый и другие меха.

В Индии наряду с ткацким искусством совершенными были крашение, украшение тканей набивным рисунком, а также рос­пись ткани в технике батик. Скульптуры, росписи сохранили представления народов Индии об идеальной красоте: мужчины — стройные, с тонки­ми талиями, женщины тоже стройные, но широкобедрые, с раз­витыми формами. Лица тех и других удлиненные, с правиль­ными чертами, миндалевидными глазами, дугообразными бро­вями. Мужчины изображались воинственными, а женщины — нежными, прекрасными. Женщина в древней Индии по поло­жению не имела никаких богатств, кроме вещей, которые были на нее надеты, и была бесправна. Кастовое различие имуще­ственного положения проявлялось в качестве ткани, количестве используемого для одежды материала, в декорировании и чис­ленности украшений. В древней Индии одежду оборачивали вокруг тела или толь­ко прикладывали к нему.

Основа национального индийского костюма — набедренная повязка дхоти. Дхоти — это прямая полоска ткани (5/2 м), ко­торая оборачивается вокруг ног и бедер. Существовало несколь­ко способов обертывания тканью. Дхоти сохранилось до сих пор.

Мужчины в Индии носили плащ, который представлял со­бой прямоугольный кусок ткани. Плащ, как обычно, цари, цар­ская свита и воины набрасывали на плечи, впереди перекре­щивали на груди, потом концы плаща перебрасывали за пле­чи на спину. Верхней одеждой являлась также накидка. Она

набрасывалась на левое плечо, а справа проходила под мышкой. Еще один вид обертываемой верхней одежды — ниви, который представ­ляет собой обертываемый вокруг та­лии кусок ткани и собирающийся на животе в складки. В общем-то, все эти одежды являлись элементами как женского, так и мужского костюма. Они же являются основой современ­ной несшитой одежды. Но в Индии издавна была извес­тна и шитая одежда, например, шта­ны были самой характерной для Ин­дии кроеной одеждой, которую носи­ли и мужчины и женщины. Некото­рые виды верхней шитой мужской одежды: адхиваса — представляю­щая собой шитую золотом прилега­ющую рубаху кафтан — верхняя одежда. Левая пола кафтана глубоко заходит за правую. Кафтан был с оваль­ной линией выреза горловины и борта в верхней части полочки. Вырез горловины обшивался каймой или лентой. Иногда кафтан стягивали на талии ша­лью или поясом. Высшие касты носили свя­щенные шнуры, свитые из трех нитей, опоясывая ими через ле­вое плечо грудь и спину. Одеяние брамина состояло из тонкой ру­башки и шкуры газели, а также пояса из сахарного тростника; принадлежностью костюма так­же являлась бамбуковая трость.

Кшатрии должны были носить льняную рубашку, накидку из оленьей шкуры, трость из баньянового дерева и подпоясы­ваться тетивой от лука.

Вейшам же разрешалось носить только шерстяную рубаш­ку, поверх нее — козлиную шкуру и подвязываться пеньковым поясом. Трость, которую они носили, делалась из фигового де­рева.

В мужском костюме присутствовали все цвета. Но желтый цвет — привилегия высшей знати. Одежды желтого цвета но­сили цари и их семьи. Индийские цари принадлежали к касте кшатриев и необычайно почитались и обожествлялись. Их ко­стюм состоял из золотого шелкового одеяния, тюрбана с диа­демой, украшенного драгоценными камнями, цветных башма­ков, золотого скипетра. Особые придворные носили за царем опахало из буйволовых хвостов, желтый зонтик, лук и меч. Все эти предметы являлись знаками царского достоинства. Излюбленным головным убором мужчин был тюрбан. Тюр­бан завязывался разнообразными способами. Форма тюрба­на соответствовала разнообразным прическам. Богатые люди носили головные уборы из тонких цветных шелков, золотой и серебряной парчи, льняной ткани — преимущественно одно­тонные. Преобладали белые, малиновые и красные цвета раз­ных оттенков. Тюрбаны зеленого цвета имели право носить только те, кто посетил священный город Мекку. Тюрбан свер­тывался из длинного куска ткани (6—7 м), драпировался склад­ками в форме высокого конуса или широкой трубы. Часто для сохранения формы под материю подкладывали тонкий картон. Чалма представляла собой кусок ткани, но укладывали эту ткань, в отличие от тюрбана, плоскими жгутами. Тюрбан и чал­ма богатых сановников украшались драгоценными камнями, чаще всего — сапфиром, сердоликом, аметистом. Спереди надо лбом часто прикалывали брошь, которая придерживала пучок перьев райской птицы. Головные уборы простого народа были скромнее, из более низких сортов ткани. Кроме этих головных уборов мужчины носили небольшие бархатные шапочки, на­поминавшие тюбетейки, головные лобные повязки, колпаки из льняной ткани и войлока, шапочки типа современных пилоток.

Волосы носили и короткие, и средней длины, и длинные гладко зачесанные и собранные сзади. Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос в центре головы. Боль­шим позором считалось среди браминов сбривание волос на голове. Этим обрядом могли заменить смертную казнь. Плен­ным в знак позора сбривали волосы, оставляя пять торчащих в разные стороны клоков.

Мужчины или гладко брили лицо, или отращивали только усы, или отращивали усы и бороды. Длинные бороды окраши­вали в белый, синий, зеленый, пурпурный цвета. Бороды и усы зави­вали. Дети и юноши волос не стригли — носили их рас­пущенными по плечам. Обувью служили сан­далии. Также носили и зак­рытую обувь: туфли с заост­ренными нос­ками, башма­ки из тростни­ка или лыка. Зажиточные люди носили башмаки из белой кожи на цветных каблуках.

Самой замечательной и наиболее красивой частью индий­ского костюма было сари. Сари является характерной тради­ционной драпированной женской одеждой. Оно отличается многообразием способов драпировки, но все эти спо­собы сходны в одном: сари всегда обматывается вокруг тела снизу вверх (6-8 м). Один из способов надевания сари: ткань обматывают один или два раза вокруг бедер так, что образу­ется закрытая юбка длиной до половины икр, а иногда и до пят, и скрепляется поясом или узлом. Верхнюю часть драпи­руют оставшейся тканью. Чаще конец сари, приходящийся на грудь, с боку аккуратно подты­кивается. Виды заложенных складок сари являются отличи­тельным знаком владелицы.

Формы индийского костю­ма в древности были смягчены греческим влиянием, позже они изменились под влиянием монголов, еще позже — персов. В результате завезенная в Индию туника разделяется на юбку и маленькую кофточку (иначе лифчик-чоли, удержива­ющий грудь). Кофточка плотно облегала грудь, имела короткие рукава, туго зашнуровывалась сза­ди между лопатками, причем ее края не сходились. Между корот­кой кофточкой и юбкой тело оставалось обнаженным. Оно про­глядывало даже при надетом сари. В одежде женщин преобладали яркие красочные цвета. Для сари обычно использовали неокрашенную белую ткань. Женские одежды ши­лись из хлопчатобумажных тканей, тончайшей кисеи, шелка, тончайше­го батиста. У женщин Индии было самое большое количество украше­ний. Украшением женского костюма являлись сами ткани. Сари часто ук­рашались узорной каймой по краям и внизу; встречались сари с разно­цветными полосами, а есть также с длинной золотой бахромой. Малень­кая кофточка «чоли» часто обильно ор­наментировалась.

В древней Индии украшения но­сили все — дети, подростки, женщи­ны, мужчины. Украшения изготавли­вали из слоновой кости, раковин, ко­раллов, жемчуга, бисера, фаянса, лака с цветным стеклом, зерен разных злаков, косточек ягод и плодов, из драгоценных металлов. Женщины носили бусы, колье, ожерелья, медальоны, цепочки. Кольца и серьги также носили мужчины всех каст. Широко использовались украшения для волос и лба; разные ожерелья; браслеты, надеваемые у предплечья, запястья, брас­леты для ног, кольца для пальцев рук и ног; серьги, пояса с пряжками.

Женские прически, так же как и мужские, были очень про­сты независимо от сословной принадлежности. Женщины гладко зачесывали волосы со лба назад и укладывали их на затылке или низко на шее в пучок типа улитки или объемного полуша­рия. Внутрь пучка прокладывали подушечку или шерсть животных — это придавало пучку устойчивость. Прически из завитых волос делали только храмовые танцовщицы — баядерки. Волосы густо пропитыва­лись маслами, которые не только придавали им блеск, но и предох­раняли кожу головы от солнечных лучей. Иногда их подкрашивали растительными красителями, при­давая медный оттенок. Красители обладали лечебными свойствами, способствовали росту волос. У женщин сари также выполня­ло роль головного убора. Его конец накидывали на голову, скрывая волосы. Женщины всех сословий носили прозрачные вуали, воз­душные покрывала, которые прикреплялись к голове при по­мощи обруча. Все головные уборы отличались изяществом, вы­соким вкусом и тонкостью исполнения. Но особенно искусно де­лали уборы невест. В них проявлялась безграничная фанта­зия мастеров. Как правило, они были из дорогой парчи, рас­пивались шнурками, металлическими бляхами, мелкими и крупными золотыми мушками. Дополнением являлись височ­ные подвески из жемчужных или коралловых нитей, ажурные узоры, кисти.

Все слои населения Индии чернили брови и веки углем, подводили их сурьмой, басмой. Лицо и шею покрывали белила, румянили щеки. Золотили губы, покрывали коричневой краской зубы. Женщины в центре лба рисовали малень­кое пятнышко — тпилака или тилак. В древности оно обозна­чало знак касты или секты. Наносили его порошком сандала, киновари, шафрана при помощи кисточки. У разных каст име­лись свои знаки особой формы и цвета. Всегда этот знак отли­чал замужних женщин. Среди населения было принято окра­шивать концы пальцев рук и ног в оранжевый цвет. Проборы причесок окрашивали также в оранжевый или красный цвет.

Контрольные вопросы:

  1. Производством каких тканей славилась Индия?

  2. Как в индийской одежде отражались сословные различия?

  3. Что является основой мужского индийского костюма?

  1. Какой цвет в Древней Индии использовался в одежде выс­шей знати?

  1. В чем отличие чалмы от тюрбана?

  2. Опишите один из способов надевания сари.

  3. Какие украшения использовали в своей одежде жен­щины Древней Индии?