5.5. Индийский костюм
На территории Индии в долине Инда первые поселения людей селились поближе к воде. Это объяснялось очень просто: наличием неиссякаемых запасов рыбы и плодородными почвами. Опять же, по водному пути легче перевозить грузы, нежели сухопутным способом.
Общественный строй древней Индии — община. Во главе общин стояли раджи — выборные вожди. Они собирали дружины воинов, которые совершали походы и собирали дань. Раджи постепенно превращались в наследственных преемников власти, а сборщики податей — в чиновников. Таким образом, создавалось классовое государство.
Главным источником богатства жителей было земледелие. В долине Инда выращивали ячмень, пшеницу, овощи и хлопок, который здесь стали культивировать раньше, чем где бы то ни было еще.
В Индии были изобретены цифры, мы их теперь называем арабскими.
Первые индийские государства возникли много позже, чем Египте и Двуречье — в I тысячелетии до н.э. Особенно выделялось рабовладельческое государство Магадха, захватившее обширные земли в долине Ганга. Все население Индии делилось на касты. К высшим кастам принадлежали брамины (жрецы) и кшатрии (воины); за ними следовали вайшьи (ремесленники, земледельцы, купцы). Низшей кастой были шудры (слуги). Были и люди, лишенные всяких прав, не входившие ни в какую касту, — неприкасаемые. Для каждой касты законом была установлена особая одежда.
Индия является родиной хлопка. Самая простая кисея была необычайно тонкой, она славилась по всему миру. Почти все ткани были затканными серебряной или золотой нитью.
Льняные ткани разрешалось носить только высшим кастам. Индийцам были знакомы и шелковые ткани, одежду из них носили знатные люди. Женщины высших каст одевались в шелковые разноцветные одежды. Знатные богатые индийцы носили также дорогие меха, украшая ими одежду, — из северных стран в Индию доставлялся соболий, бобровый, горностаевый и другие меха.
В Индии наряду с ткацким искусством совершенными были крашение, украшение тканей набивным рисунком, а также роспись ткани в технике батик. Скульптуры, росписи сохранили представления народов Индии об идеальной красоте: мужчины — стройные, с тонкими талиями, женщины тоже стройные, но широкобедрые, с развитыми формами. Лица тех и других удлиненные, с правильными чертами, миндалевидными глазами, дугообразными бровями. Мужчины изображались воинственными, а женщины — нежными, прекрасными. Женщина в древней Индии по положению не имела никаких богатств, кроме вещей, которые были на нее надеты, и была бесправна. Кастовое различие имущественного положения проявлялось в качестве ткани, количестве используемого для одежды материала, в декорировании и численности украшений. В древней Индии одежду оборачивали вокруг тела или только прикладывали к нему.
Основа национального индийского костюма — набедренная повязка дхоти. Дхоти — это прямая полоска ткани (5/2 м), которая оборачивается вокруг ног и бедер. Существовало несколько способов обертывания тканью. Дхоти сохранилось до сих пор.
Мужчины в Индии носили плащ, который представлял собой прямоугольный кусок ткани. Плащ, как обычно, цари, царская свита и воины набрасывали на плечи, впереди перекрещивали на груди, потом концы плаща перебрасывали за плечи на спину. Верхней одеждой являлась также накидка. Она
набрасывалась на левое плечо, а справа проходила под мышкой. Еще один вид обертываемой верхней одежды — ниви, который представляет собой обертываемый вокруг талии кусок ткани и собирающийся на животе в складки. В общем-то, все эти одежды являлись элементами как женского, так и мужского костюма. Они же являются основой современной несшитой одежды. Но в Индии издавна была известна и шитая одежда, например, штаны были самой характерной для Индии кроеной одеждой, которую носили и мужчины и женщины. Некоторые виды верхней шитой мужской одежды: адхиваса — представляющая собой шитую золотом прилегающую рубаху кафтан — верхняя одежда. Левая пола кафтана глубоко заходит за правую. Кафтан был с овальной линией выреза горловины и борта в верхней части полочки. Вырез горловины обшивался каймой или лентой. Иногда кафтан стягивали на талии шалью или поясом. Высшие касты носили священные шнуры, свитые из трех нитей, опоясывая ими через левое плечо грудь и спину. Одеяние брамина состояло из тонкой рубашки и шкуры газели, а также пояса из сахарного тростника; принадлежностью костюма также являлась бамбуковая трость.
Кшатрии должны были носить льняную рубашку, накидку из оленьей шкуры, трость из баньянового дерева и подпоясываться тетивой от лука.
Вейшам же разрешалось носить только шерстяную рубашку, поверх нее — козлиную шкуру и подвязываться пеньковым поясом. Трость, которую они носили, делалась из фигового дерева.
В мужском костюме присутствовали все цвета. Но желтый цвет — привилегия высшей знати. Одежды желтого цвета носили цари и их семьи. Индийские цари принадлежали к касте кшатриев и необычайно почитались и обожествлялись. Их костюм состоял из золотого шелкового одеяния, тюрбана с диадемой, украшенного драгоценными камнями, цветных башмаков, золотого скипетра. Особые придворные носили за царем опахало из буйволовых хвостов, желтый зонтик, лук и меч. Все эти предметы являлись знаками царского достоинства. Излюбленным головным убором мужчин был тюрбан. Тюрбан завязывался разнообразными способами. Форма тюрбана соответствовала разнообразным прическам. Богатые люди носили головные уборы из тонких цветных шелков, золотой и серебряной парчи, льняной ткани — преимущественно однотонные. Преобладали белые, малиновые и красные цвета разных оттенков. Тюрбаны зеленого цвета имели право носить только те, кто посетил священный город Мекку. Тюрбан свертывался из длинного куска ткани (6—7 м), драпировался складками в форме высокого конуса или широкой трубы. Часто для сохранения формы под материю подкладывали тонкий картон. Чалма представляла собой кусок ткани, но укладывали эту ткань, в отличие от тюрбана, плоскими жгутами. Тюрбан и чалма богатых сановников украшались драгоценными камнями, чаще всего — сапфиром, сердоликом, аметистом. Спереди надо лбом часто прикалывали брошь, которая придерживала пучок перьев райской птицы. Головные уборы простого народа были скромнее, из более низких сортов ткани. Кроме этих головных уборов мужчины носили небольшие бархатные шапочки, напоминавшие тюбетейки, головные лобные повязки, колпаки из льняной ткани и войлока, шапочки типа современных пилоток.
Волосы носили и короткие, и средней длины, и длинные гладко зачесанные и собранные сзади. Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос в центре головы. Большим позором считалось среди браминов сбривание волос на голове. Этим обрядом могли заменить смертную казнь. Пленным в знак позора сбривали волосы, оставляя пять торчащих в разные стороны клоков.
Мужчины или гладко брили лицо, или отращивали только усы, или отращивали усы и бороды. Длинные бороды окрашивали в белый, синий, зеленый, пурпурный цвета. Бороды и усы завивали. Дети и юноши волос не стригли — носили их распущенными по плечам. Обувью служили сандалии. Также носили и закрытую обувь: туфли с заостренными носками, башмаки из тростника или лыка. Зажиточные люди носили башмаки из белой кожи на цветных каблуках.
Самой замечательной и наиболее красивой частью индийского костюма было сари. Сари является характерной традиционной драпированной женской одеждой. Оно отличается многообразием способов драпировки, но все эти способы сходны в одном: сари всегда обматывается вокруг тела снизу вверх (6-8 м). Один из способов надевания сари: ткань обматывают один или два раза вокруг бедер так, что образуется закрытая юбка длиной до половины икр, а иногда и до пят, и скрепляется поясом или узлом. Верхнюю часть драпируют оставшейся тканью. Чаще конец сари, приходящийся на грудь, с боку аккуратно подтыкивается. Виды заложенных складок сари являются отличительным знаком владелицы.
Формы индийского костюма в древности были смягчены греческим влиянием, позже они изменились под влиянием монголов, еще позже — персов. В результате завезенная в Индию туника разделяется на юбку и маленькую кофточку (иначе лифчик-чоли, удерживающий грудь). Кофточка плотно облегала грудь, имела короткие рукава, туго зашнуровывалась сзади между лопатками, причем ее края не сходились. Между короткой кофточкой и юбкой тело оставалось обнаженным. Оно проглядывало даже при надетом сари. В одежде женщин преобладали яркие красочные цвета. Для сари обычно использовали неокрашенную белую ткань. Женские одежды шились из хлопчатобумажных тканей, тончайшей кисеи, шелка, тончайшего батиста. У женщин Индии было самое большое количество украшений. Украшением женского костюма являлись сами ткани. Сари часто украшались узорной каймой по краям и внизу; встречались сари с разноцветными полосами, а есть также с длинной золотой бахромой. Маленькая кофточка «чоли» часто обильно орнаментировалась.
В древней Индии украшения носили все — дети, подростки, женщины, мужчины. Украшения изготавливали из слоновой кости, раковин, кораллов, жемчуга, бисера, фаянса, лака с цветным стеклом, зерен разных злаков, косточек ягод и плодов, из драгоценных металлов. Женщины носили бусы, колье, ожерелья, медальоны, цепочки. Кольца и серьги также носили мужчины всех каст. Широко использовались украшения для волос и лба; разные ожерелья; браслеты, надеваемые у предплечья, запястья, браслеты для ног, кольца для пальцев рук и ног; серьги, пояса с пряжками.
Женские прически, так же как и мужские, были очень просты независимо от сословной принадлежности. Женщины гладко зачесывали волосы со лба назад и укладывали их на затылке или низко на шее в пучок типа улитки или объемного полушария. Внутрь пучка прокладывали подушечку или шерсть животных — это придавало пучку устойчивость. Прически из завитых волос делали только храмовые танцовщицы — баядерки. Волосы густо пропитывались маслами, которые не только придавали им блеск, но и предохраняли кожу головы от солнечных лучей. Иногда их подкрашивали растительными красителями, придавая медный оттенок. Красители обладали лечебными свойствами, способствовали росту волос. У женщин сари также выполняло роль головного убора. Его конец накидывали на голову, скрывая волосы. Женщины всех сословий носили прозрачные вуали, воздушные покрывала, которые прикреплялись к голове при помощи обруча. Все головные уборы отличались изяществом, высоким вкусом и тонкостью исполнения. Но особенно искусно делали уборы невест. В них проявлялась безграничная фантазия мастеров. Как правило, они были из дорогой парчи, распивались шнурками, металлическими бляхами, мелкими и крупными золотыми мушками. Дополнением являлись височные подвески из жемчужных или коралловых нитей, ажурные узоры, кисти.
Все слои населения Индии чернили брови и веки углем, подводили их сурьмой, басмой. Лицо и шею покрывали белила, румянили щеки. Золотили губы, покрывали коричневой краской зубы. Женщины в центре лба рисовали маленькое пятнышко — тпилака или тилак. В древности оно обозначало знак касты или секты. Наносили его порошком сандала, киновари, шафрана при помощи кисточки. У разных каст имелись свои знаки особой формы и цвета. Всегда этот знак отличал замужних женщин. Среди населения было принято окрашивать концы пальцев рук и ног в оранжевый цвет. Проборы причесок окрашивали также в оранжевый или красный цвет.
Контрольные вопросы:
-
Производством каких тканей славилась Индия?
-
Как в индийской одежде отражались сословные различия?
-
Что является основой мужского индийского костюма?
-
Какой цвет в Древней Индии использовался в одежде высшей знати?
-
В чем отличие чалмы от тюрбана?
-
Опишите один из способов надевания сари.
-
Какие украшения использовали в своей одежде женщины Древней Индии?
- Дистанционный курс
- Методические рекомендации к работе с курсом
- Критерии оценивания
- Понедельное расписание деятельности студента
- Модуль a.
- Тема 1. Предмет и задачи курса истории костюма.
- Внимательно прочитайте материал и дайте ответы на вопросы в письменной форме.
- 1.1. Предмет и задачи курса истории костюма. Определение основных понятий «одежда» и «костюм»
- 1.2. Костюм и феномен моды
- 1.3. Происхождение костюма
- 2. Древний мир
- 2.1. Костюм Древнего Египта (3000 до н.Э.-200 н.Э.)
- Контрольные вопросы:
- 2.2. Костюм Ассиро-Вавилонии (III —I тысячелетие до н.)
- 2.3. Костюм Древней Персии (I тысячелетие до н.Э.)
- 2.4. Костюм Древней Греции
- 2.5. Костюм Древнего Рима (V в. До н. Э.—V в. Н. Э.)
- 3. Византийский и западноевропейский костюмы эпохи средневековья
- 3.1. Костюм Византии (IV—XV вв.)
- 3.2. Костюм раннего средневековья в Европе. Романский период (IX—XII вв.)
- 3.3. Европейский костюм готического периода (XIII—XV вв.)
- 3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
- 4. Костюм эпохи возрождения
- 4.1. Итальянский костюм (XV—XVI вв.)
- 4.2. Испанский костюм (XVI в.)
- 4.3. Французский костюм (XVI в.)
- 4.4. Английский костюм (XVI в.)
- 4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)
- 5. Костюм народов Востока
- 5.1. Турецкий костюм
- 5.2 Китайский костюм.
- 5.3. Японский костюм
- 5.4. Арабский костюм
- 5.5. Индийский костюм
- 6. . Западноевропейский костюм XVII в.
- 6.1. Французский костюм XVII в.
- 6.2. Испанский костюм XVII в
- 6.3. Английский костюм XVII в
- 6.4. Костюм Нидерландов и Голландии
- 7. Западноевропейский костюм XVIII в.
- 7.1 Западноевропейский костюм 1-й половины XVIII в. (мода рококо)
- 7.2. Западноевропейский костюм 2-й половины XVIII в.
- 7.3 Костюм эпохи Великой французской революции и Директории
- 8. Европейский костюм XIX в.
- 8.1. Стиль «ампир» и время Реставрации Бурбонов в костюме (1804—1820 гг.)
- 8.2. Европейский костюм 20—30-х гг. XIX в.
- 8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)
- 8.4. Европейский костюм 70—90-х гг. XIX в
- 8.5. Костюм стиля «модерн» (конец XIX в.)
- 9. Европейский костюм первой половины XX в
- 9.1. Европейский костюм до первой мировой войны (1900-1914 гг.)
- 9.2. Европейский костюм 1915—1930 гг.
- 9.3. Европейский костюм 1930—1940-х гг.
- 9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.
- 9.5. Европейский костюм Второй половины хх в.
- 10.2. Костюм 1960-1969 гг.
- 10.3. Костюм 1970-1979 гг.
- 10.4. Костюм 1980-1989-х гг.
- 10.5. Костюм 1990-1999-х гг.