5.3. Японский костюм
Впервые сведения о Японии, дошедшие до нас, относятся к периоду разложения родового строя, т.е. к II—IV вв. Для европейцев Япония была открыта в середине XVI в. португальцами, но и после этого она оставалась малоисследованной страной.
Несмотря на активную взаимосвязь с соседними государствами — Кореей и Китаем, древняя Япония создала свою самобытную культуру. Правда, в средние века японская культура имела много общего с культурой Кореи и Китая. А буддизм (религия, господствовавшая в Корее и Китае) с VI в. н. э. становится основной религией в Японии. Несмотря на то, что Китай оказал большое влияние на развитие искусства и ремесел Японии, японцы создали собственный неповторимый стиль. Создается множество прекрасных гравюр, изделий керамики, отразивших историю и культуру этой страны.
В VII в. из Кореи в Японию пришло искусство изготовления бумаги. И японцы сразу же изобретают множество способов ее применения. Помимо основного использования бумага благодаря легкости и прочности стала практичным и красивым строительным материалом: из нее выполнялись внутренние раздвижные перегородки домов. Из бумаги изготавливали предметы повседневного обихода: фонари, веера и даже вид одежды буддийских монахов — камико. Промасленная водоотталкивающая бумага служила материалом для изготовления зонтиков.
Все искусство Японии пронизано любовью и пониманием природы. Замкнутые от природы японцы всю глубину ощущений, все эмоции передают в произведениях искусства и предметах материальной культуры, которые поражают сочностью и многообразием красок.
Население Японии в основном занималось земледелием и ремеслами: гончарным, ювелирным, ткацким. Каждый ремесленник, выполняя то или иное изделие, заботился о его эстетическом совершенстве. Любая вещь, созданная руками мастеров, будь то фаянсовая или фарфоровая посуда, одежда, домашняя утварь, шелка, поражает совершенством форм и гармонией. При этом японцы всегда были ценителями не только элегантности и изящества, но и строгости форм и в линиях рисунка, и в складках одежды. Отсюда их тяга к естественному, к природе, на которую они всегда ориентировались как на высший образец красоты.
В Древней Японии природа понималась как живое существо, одухотворенное и чувствующее. Каждый причудливый камень, изогнутое дерево, журчащий ручей казались воплощением духа, божества — ками. С этим связаны и особое отношение к материалу, постоянная забота художника о том, чтобы выявить природные качества глины, дерева, бронзы, шелка, открыть присущую каждому материалу собственную красоту. В качестве нательного японские мужчины надевали нижнюю рубашку — косодэ. Она была прямого цельнокроеного покроя с короткими довольно широкими рукавами. Но, вообще, носить рубаху в Японии не принято. Это ранний вид одежды, надеваемый самостоятельно. Хакама — поясная одежда, представляющая собой мешковатые штаны, широкие, по длине закрывающие только часть икры. Хакама — одежда состоятельных людей. Простые (работающие) люди носят хакама-юбку, сравнигельно широкую, длиной до щиколотки. К двум отдельным поясам с длинными завязками пришиты передняя и задняя части юбки. По бокам переднего полотнища симметрично расположены по три односторонних, постепенно расширяющихся складки. Встречная складка заложена по центру заднего полотнища.
Начиная с XVI в. косодэ изменяет свою форму и используется как верхняя одежда. Теперь косодэ — широкий халат прямого покроя с узкими рукавами и небольшим воротником. Косодэ, предшествующее современному кимоно, носили мужчины и женщины всех сословий.
Национальная одежда японцев — кимоно, которое стоило очень дорого. Слово «кимоно» означает «вещь для носки» и представляет собой свободную накидку, подвязанную широким поясом. К кимоно относилось все — от короткого халата до изысканного туалета. В конце XIX в. оно стало названием только основного вида японской верхней наплечной одежды. Нередко слово «кимоно» используется как синоним европейского слова «одежда». Кимоно в зависимости от сезона различают: летние, без подкладки; для осени и весны — на подкладке; зимние — утепленные ватой. В холодное время года надевали одновременно несколько утепленных кимоно. Существовало всего два размера кимоно — взрослый и детский. Кимоно кроится по прямым линиям: продольные швы соответствуют нити основы, поперечные — утку. Запахивается кимоно на правую сторону.
Простые люди носили практичную одежду, число слоев которой зависело от времени года. Богатые предпочитали модные многослойные туалеты как отражение своего положения в обществе. Верхней традиционной одеждой была куртка — хаори, надеваемая поверх кимоно. Хаори — распашная одежда без запаха, свободно спадающими полами и широкими рукавами, вшитыми в прямые проймы. Поскольку полы хаори не сходятся, куртка скрепляется на груди бантом. Кимоно держит пояс оби. Оби являлось самой дорогой частью костюма. К поясу крепились нэцкэ. Мужские оби более узкие, нежели женские.
В одежде использовались шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные ткани. Кимоно украшали фамильными гербами, разнообразной орнаментацией, отражающей ранг человека, назначение костюма, сезонность и даже настроение.
На японских гравюрах редко можно увидеть японцев в головных уборах. Возможно, их надевали редко. Император и его семья носили высокие шапочки или низкие плоские, круглой формы — каммури. Сзади они оканчивались как бы козырьком. Они изготавливались из шелковой ткани, покрытой для жесткости лаком. Каммури отражали положение владельца. Знать надевала светло- или темно-фиолетовые каммури, менее знатные особы — черные. Были также шляпы конусообразной формы с широкими полями — из тростника, соломки, бамбука, покрытые лаком. Их носили мужчины и женщины. Средние и низшие сословия носили в основном шляпы из тростника или рисовой соломки.
У японцев от природы черные волосы, цвет которых они никогда не меняли. Все прически отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Прически были одним из показателей благосостояния. Богатые японцы пользовались услугами парикмахеров. Процедура причесывания длилась несколько часов и стоила дорого. Знать связывала свои волосы на макушке в узел, простой народ коротко стриг свои волосы. Распространенной прической среди знати была т. наз. «прическа самурая». В ней волосы с теменной части сбривали, а с висков и затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, который пропускался через небольшой футляр. Для футляра использовали бамбуковые палочки, позолоченный картон, парчу. «Хвост» укладывали на темени.
Лица чисто выбривали, только в старости отпускали усы и бороду. Молодежь волосы свертывала в косы или жгуты, связанные на макушке. Население низших слоев носило пучки. В детских прическах волосы на голове выбривались, оставлялись только небольшие кружки над висками. Эти волосяные пряди у основания связывали лентами, шнурами, резинками.
Грим — одно из внешних проявлений важности человека. Очень красивым считалось белое лицо, поэтому знатные мужчины, наравне с женщинами, выбеливали лица, тем самым подчеркивая разницу в сравнении с обветренными, загорелыми лицами простых людей. Мешочек из хлопка, который увлажнялся благоуханной водой, наполняли рисовой мукой и этим приспособлением пудрили лица. Брови сбривались и жирно выводились две черты черной тушью. Губы красили ярко красной помадой. Простые люди носили соломенные сандалии. В непогоду носили гэта — обувь на деревянной подошве в виде скамеечки. Состоятельные люди носили лакированные гэта и утепленные изнутри. На ноги надевали хлопковые таби, где большой палец ноги был отделен от остальных. Женские одежды похожи на мужские, но они более длинные, т. е. спадали до пола. Пояс обвязывался на спине бантом в огромной бабочке. Количество поясов, надеваемых на талию, доходило до семи. Множество мелких необходимых предметов прячут в складки пояса, если не помещается все желаемое, кладут в складки и рукава .
В росписи тканей кимоно воплощаются мотивы времен года — цветущая вишня, ветви сосны, бамбука, багряные листья клена и т.п.
Множество нижних платьев, надеваемых одновременно, были шелковыми. В костюме присутствовали ткани: шелк, хлопок, шерсть. Женщины вместо чулок носили короткие хлопчатобумажные или шелковые носки с подошвой из толстой шерстяной ткани. В них они ходили дома, в храм, в театр.
Женские головные уборы применялись очень редко. Во время прогулок или работы носили соломенные плоские и широкополые шляпы, в холодное время года — платки или накидки типа капюшона.
У женщин считались красивыми густые, длинные и черные волосы. Прически знатных дам были сложны и изысканны. Они состояли из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди. Мастера часто подкладывали в волосяные петли легкий картон. Законченную прическу покрывали растопленным маслом или воском, чтобы волосы блестели. Знатные дамы иногда использовали парики. Парики также были многоярусны. Обычно нижний ярус от верхнего отделяли шелковым шарфом или большим гребнем. Женщины низших слоев также носили высокие прически, но в упрощенных вариантах. Банты и петли были меньших размеров и не так богато украшены.
Женщины пользовались той же косметикой, что и мужчины. Лица их были практически одинаковы. Лицо пудрили, брови считались вульгарными, их выщипывали. Замужние женщины высоко на лбу рисовали тушью две прямые черные черты. Чтобы рот казался меньше, они наносили красную точку мастикой из растертых цветочных бутонов на середину губ. Среди высших сословий было распространено чернение зубов — это считалось признаком зрелости.
Для дождливой и жаркой погоды широко использовались зонты.
Знатные дамы пользовались расписными веерами, где размещались не только изящные картинки, но и стихи, выведенные серебряными и золотыми иероглифами. У японцев даже сложился своеобразный язык веера. Существовало два типа вееров — складной и нескладной (в виде опахала).
Контрольные вопросы:
-
Что собой представляет мужской вид одежды хакама?
-
Что означает слово «кимоно»?
-
Перечислите детали мужской одежды японцев.
-
Опишите прическу самурая.
-
Как называется японская национальная обувь?
-
Какие мотивы встречаются в росписях японских тканей?
-
Расскажите о женском японском костюме.
-
Какой косметикой пользовались женщины в Древней Японии?
- Дистанционный курс
- Методические рекомендации к работе с курсом
- Критерии оценивания
- Понедельное расписание деятельности студента
- Модуль a.
- Тема 1. Предмет и задачи курса истории костюма.
- Внимательно прочитайте материал и дайте ответы на вопросы в письменной форме.
- 1.1. Предмет и задачи курса истории костюма. Определение основных понятий «одежда» и «костюм»
- 1.2. Костюм и феномен моды
- 1.3. Происхождение костюма
- 2. Древний мир
- 2.1. Костюм Древнего Египта (3000 до н.Э.-200 н.Э.)
- Контрольные вопросы:
- 2.2. Костюм Ассиро-Вавилонии (III —I тысячелетие до н.)
- 2.3. Костюм Древней Персии (I тысячелетие до н.Э.)
- 2.4. Костюм Древней Греции
- 2.5. Костюм Древнего Рима (V в. До н. Э.—V в. Н. Э.)
- 3. Византийский и западноевропейский костюмы эпохи средневековья
- 3.1. Костюм Византии (IV—XV вв.)
- 3.2. Костюм раннего средневековья в Европе. Романский период (IX—XII вв.)
- 3.3. Европейский костюм готического периода (XIII—XV вв.)
- 3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
- 4. Костюм эпохи возрождения
- 4.1. Итальянский костюм (XV—XVI вв.)
- 4.2. Испанский костюм (XVI в.)
- 4.3. Французский костюм (XVI в.)
- 4.4. Английский костюм (XVI в.)
- 4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)
- 5. Костюм народов Востока
- 5.1. Турецкий костюм
- 5.2 Китайский костюм.
- 5.3. Японский костюм
- 5.4. Арабский костюм
- 5.5. Индийский костюм
- 6. . Западноевропейский костюм XVII в.
- 6.1. Французский костюм XVII в.
- 6.2. Испанский костюм XVII в
- 6.3. Английский костюм XVII в
- 6.4. Костюм Нидерландов и Голландии
- 7. Западноевропейский костюм XVIII в.
- 7.1 Западноевропейский костюм 1-й половины XVIII в. (мода рококо)
- 7.2. Западноевропейский костюм 2-й половины XVIII в.
- 7.3 Костюм эпохи Великой французской революции и Директории
- 8. Европейский костюм XIX в.
- 8.1. Стиль «ампир» и время Реставрации Бурбонов в костюме (1804—1820 гг.)
- 8.2. Европейский костюм 20—30-х гг. XIX в.
- 8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)
- 8.4. Европейский костюм 70—90-х гг. XIX в
- 8.5. Костюм стиля «модерн» (конец XIX в.)
- 9. Европейский костюм первой половины XX в
- 9.1. Европейский костюм до первой мировой войны (1900-1914 гг.)
- 9.2. Европейский костюм 1915—1930 гг.
- 9.3. Европейский костюм 1930—1940-х гг.
- 9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.
- 9.5. Европейский костюм Второй половины хх в.
- 10.2. Костюм 1960-1969 гг.
- 10.3. Костюм 1970-1979 гг.
- 10.4. Костюм 1980-1989-х гг.
- 10.5. Костюм 1990-1999-х гг.