logo
История костюма 1 курс

6. . Западноевропейский костюм XVII в.

Это век неограничен­ной монархии, время больших экономических сдвигов и стол­кновений, эпоха появления нового класса — буржуазии. С XVII в. наметились контуры единой мировой художественной куль­туры, обладающей при всех местных различиях общими чер­тами. XVII в. , отнюдь не был мирным в истории Европы. На него падают опустошительная Тридцатилетняя война, английская буржуазная революция, колониальные захваты в Азии, Афри­ке и Америке, необычайная свирепость инквизиции. Это время обнаружило некоторые исторически важные результаты буржуазного развития. Завершившие свою централизацию ев­ропейские державы принадлежали к разным историческим формациям. Испания в середине века потеряла былое могу­щество, Франция представляла собой классический пример аб­солютной монархии. Могущество Англии было еще впереди, после 1689 г. реальная власть в ней принадлежала землевладельцам и капиталистам. В европейском искусстве XVII в. возникают два новых ху­дожественных стиля — барокко и классицизм. Характерными чертами барокко стали парадность, театральность, пышность и тяжеловесность. Искусство барокко связано со вкусами ка­толической церкви и королевского двора. Художественный об­раз классицизма основывался на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности. Оба стилевых направле­ния воплотили вкусы придворной аристократии того времени. Как в архитектуре, в изобразительном искусстве, элементы ба­рокко и классицизма органически сочетаются в костюме.

Первые 20 лет XVII в. в Европе преобладает «испанский костюм» — узкий, плотно прилегающий и жесткий, требующий торжественно-размеренных движений. Перелом в костюме на­ступает после войны Нидерландов с Испанией, когда военные отвергли тесную, сковывающую движения одежду. Под влия­нием военной одежды придворный костюм утрачивает тяже­ловесный характер, свойственный испанскому костюму. Иде­алы меняются, мужчина — рыцарь, воин постепенно превра­щается в светского придворного. Обязательное обучение дво­рянина танцам, музыке, придает его облику пластичность. Му­жественность XVII в. — это и величественность осанки, и га­лантное обращение с дамами.

Со второй половины XVII в. Франция — законодательни­ца моды в Европе. Распространение моды происходило доволь­но интересным способом. Во Франции создавали восковых ку­кол, одетых по последней моде, и рассылали в другие государ­ства. Куклы получили имя греческой красавицы Пандоры. Существовали Большая и Малая Пандоры — для верхней и нижней одежды. Путешествие восковых фигур было событием, ко­торому придавали очень большое значение. На это время между воюющими странами заключалось перемирие.

Производство тканей начинает приобретать промышленный характер. Высокий расцвет переживает шелковое и шерстяное ткачество во Франции и Италии, производство на­бивных тканей в Англии, Голландии, Германии. Бархат, пар­ча, атлас, пан, тафта, ратин, сукно, бюраль, крепдешин, муар — это лишь отдельные наименования различающихся по фак­туре, плотности и назначению шерстяных и шелковых тканей. По цвету наряду с использованием ярких тонов, возникает ин­терес к нежным полутонам и ахроматическим цветам — серо­му, белому, черному. В отделке тканей большую роль играла золотая и серебряная нить. Орнаментация ткани находится под прямым воздействием стиля барокко. В конце века появляются полосатые и клетчатые ткани. Широко распространены круже­во, гипюр, плетеные узоры которого напоминают набивные ткани.

Контрольные вопросы:

  1. Развитие каких новых художественных стилей зарожда­ется в европейском искусстве XVII в.? Каковы их харак­терные черты?

  1. Опишите новый идеальный образ мужчины в XVII в.?

  1. Какая страна диктовала моду в XVII в.?

  2. Каким образом происходило распространение моды в эту эпоху?

  3. Расскажите о развитии текстиля в Европе.