logo
История костюма 1 курс

8.1. Стиль «ампир» и время Реставрации Бурбонов в костюме (1804—1820 гг.)

1804 г. Наполеон объявляет себя императором. Период с 1804 по 1815 гг. в искусстве и истории костюма носит назва­ние «ампир». Его называют так­же поздним классицизмом. Изменение художественных направ­лений повлекло за собой появление нового понимания красо­ты. Напыщенного вельможу сменил образованный и отважный, элегантный деловой мужчина. Умение со вкусом одеваться и великолепно танцевать теперь уже ни в коей мере не могло заме­нить каких бы то ни было деловых качеств, образованности, ума. В женщинах ценились томность, меч­тательность, меланхоличность. В мужском костюме наблюдаются две тенденции. С одной стороны, мужской костюм еще более уп­рощается, с другой — увеличи­вается значение военной одеж­ды. В большинстве европейс­ких стран выделяется бюрок­ратический аппарат, для кото­рого обязательным является ношение форменной одежды. Понятие элегантности для де­лового человека теперь несов­местимо с парчой, атласными костюмами и пудреными пари- Главными требованиями стали прежде всего хороший покрой и элегантность, а не великолепие и роскошь. Шерстя­ные ткани разных цветов — синих, коричневых и зеленых, за­меняют блестящую роскошь костюмов старого времени. Обыч­ной деловой одеждой становится фрак, редингот или сюртук. У рубашек — очень высокие воротники и галстук, подпира­ющие голову. Брюки удлинились до щиколоток, обычно их носили на подтяжках. Подтяжки появились в костюме еще в конце XVIII в., сначала они состояли из отдельных ремней, а в XIX в. ремни на спине сшивались. Подтяжки украшались при­чудливым растительным ор­наментом и крепились к брю­кам на пуговицах. Согласно этикету панталоны должны были быть светлее верхней одежды. Верхом по-прежнему ез­дили в рединготе, который не­много позже превратился в повседневную одежду — сюртук. Сюртук надевали по­верх фрака или мундира. Он заменял современное пальто. Позднее его стали носить не сверху фрака, а вместо него. Шили его в талию, полы до­ходили до колен, а рукава были такие же, как у фрака. Короткая мужская стрижка, впервые появивша­яся в эпоху французской революции, стала достоянием XIX в., и хотя она много раз меня­лась, но к парикам или длинным волосам возврата не было. В начале века волосы завивали в тугие локоны «а ля Титус». Лицо гладко брили, оставляя на щеках от виска узкие полоски «фа­ворит».

В моде по-прежнему треуголка, но постепенно ее вытесня­ет высокая английская шляпа с полями — цилиндр. Обува­лись мужчины в высокие черные сапоги с желтыми отворота­ми. На балы надевали открытые бальные туфли. Шпагу в это время заменила трость из черного дерева, с резным набалдаш­ником. Мужчины обязательно носили перчатки.

В женской одежде сохраняется цилиндрический силуэт ан­тичности, хотя разнообразие фасонов было очень ве­лико. Оно достигалось различного рода воротниками, рукава­ми «фонарик», или задрапированных у плеча и скрепленных блестящей или бриллиантовой пряжкой. В костюме исчезает шлейф. Постепенно юбка приобретает колоколообразную фор­му. Длина шмиза укорачивается и после 1810 г. она достигает щиколотки.

Платья шили из различных тканей: шелка, бархата, ки­сеи, льна, муслина, бархата, атласа и шерсти. В начале века самым модным цветом был белый, затем — различ­ные однотонные цвета.

Впервые, в зависимости от назначения, платья стали раз­делять на летние, парадные, даже визитные и уличные. В тече­ние дня женский туалет сменялся по нескольку раз. Считалось, что модная дама должна иметь 365 шляпок и столько же пар обуви, зато всего 12 рубашек. В гардеробе появляется ночная рубашка.

Верхней женской одеждой были спенсер и редингот. По-пре­жнему одним из важных элементов костюма остается шаль. Особенно дорогими были кашмирские шали, искусство драпи­ровки которых высоко ценилось. Законодательницей моды была супруга Наполеона I Жозефина Богарнэ. В ее гардеробе насчитывалось 400 шалей. Среди парижских дам особым спросом пользовались русские шубки. Дамский туалет допол­нялся длинными перчатками, маленьким зонтиком, сумочкой-кисетом, веером. Домашней одеждой служил кружев­ной пеньюар.

Форму головы подчеркивали гладко причесанные волосы, разделенные посередине на пробор. Единственным украшением были локоны, свободно пада­ющие на лоб. Большой попу­лярностью пользуются брас­леты на руках и на ногах, а также перстни, ожерелья и колье. Женские шляпы стано­вятся похожими на мужские, популярными становятся шляпы в виде цилиндра, в виде берета, а также вечер­ние тюрбаны. Самая модная шляпа — «кибитка» — глубо­кая, с прямыми полями, зак­рывавшими в профиль почти все лицо.

С падением империи Напо­леона кончается целая эпоха в мире моды. В следующий пери­од Реставрации Бурбонов (1815— 1820 гг.) мода отходит от антич­ности и ориентируется на моду рококо, которая в это время ка­жется и галантной и прелестной. В это время впервые пытаются ввести в моду сентиментальное направление. Мужская одежда окончательно освобождается от придвор­ного церемониала, панталоны до колен используются только в качестве придворной одежды. Костюм от многочисленных деталей и модной эксцентричности перехо­дит к простоте и единообразию, а линии и отдельные части одежды уже не под­лежат быстрым переменам. Исчезают парик и напудренные волосы, треуголь­ная шляпа, кружевное жабо и манжеты. Универсальной одеждой становится фрак, который носят во всех случаях. Не­обходимой составной частью нового ко­стюма становится цилиндр. Единственным украшением одежды ос­таются игла в галстуке и карманные часы с цепочкой. Создается тип скром­ного, но идеально одетого мужчины — денди. Колыбелью дендизма, который быстро распространился по всей Евро­пе, была Англия. Одежда денди, несмот­ря на внешнюю простоту и небрежность, была очень дорога, покрой одежды дол­жен был быть совершенным. Поэтому стало модным иметь собственного порт­ного. Одновременно с упрощением кос­тюма возрастает роль галстука, который становится важным элементом одежды. Элегантный мужчина должен был ежед­невно несколько раз переодеваться, его рубашка всегда должна была быть белоснежной. В женской моде продолжается отход от античности. Жен­щины этого времени выглядят более стройными. Это создает­ся за счет длинных прямых гладких платьев с высокой (чуть ли не до подмышек) талией с закрытым верхом, длинными трубчатыми рукавами, закрывав­шими руку до кончиков пальцев. Шляпа становится более высокой, с цилиндричес­кой тульей и широкими полями. Обувь остается прежней — без каб­луков, остроносая, матерчатая, завязыва­ющаяся узкими лентами вокруг лодыжек.

Контрольные вопросы:

1. Как понималась красота челове­ка в эпоху ампир?

2.Какие измене­ния в моду принес XIX в.?

3.Расскажите о предметах одежды и силуэте мужского костюма в первом двадцатилетии XIX в.

4.Назовите самые модные ткани и цвета в женской одежде этого периода.

5. Как одевались женщины в этот период?