logo
История костюма 1 курс

4.4. Английский костюм (XVI в.)

Англия к началу XVI в. ста­новится одной из сильнейших держав Европы. Зарождение но­вого способа производства — ка­питалистического — способство­вало превращению страны в «ма­стерскую мира», могуществен­ную, передовую морскую держа­ву, обладательницу огромных ко­лоний. Влияние культуры италь­янского Возрождения распрост­раняется в Англии, что сказыва­ется и в костюме. Время от вре­мени объектами для подражания в Англии становятся то немецкие, то французские костюмы, одна­ко склонность англичан к тради­ционности способствует тому, что костюм сохраняет некоторые чер­ты своеобразия, характеризую­щие эстетические вкусы англи­чан того времени. Подобно другим народам Европы англичане по-своему видоизменяют иностранные костюмы, что придает внешнему облику британцев на­циональный колорит. Англия славилась производством сукна высшего качества. Из Италии и Франции в Англию привозили дорогие шелковые ткани. Богатые и нарядные костюмы знати и придворных шили из самых лучших тканей. Скромную одежду темных тонов носили лишь буржуа и пуритане. Мужской костюм состоял из рубашки белого или кремо­вого полотна двух видов: со стоячим прямым воротником, покрытым вышивкой, и без во­ротника с горловиной, отде­ланной узким рюшем. Поверх рубашки надевали дублет — узкую короткую куртку с уз­кими рукавами или без рука­вов. Дублет украшали вышив- кой, разрезами, скрепленными маленькими ювелирными розет­ками с цветными камнями. Он имел плотную стеганую подклад­ку и съемные рукава, прикрепля­емые к проймам шнурками. Сверх дублета надевали джеркин, который имел несколько фасонов. Лиф джеркина был узкий, а от талии до середины бедра шла широкая баска. Ее делали иногда подобно юбке в складку, иногда рас­пашной, более короткой, расширенной книзу. Нижние штаны-чулки у англичан назывались незер-стокс, верхние — аппа-стокс. Верхние штаны делали узкими, выше колен, или широ­кими, собранными на шнур. Это позволяло в зависимости от желания владельца регулировать их длину. В отличие от моды других европейских стран, поверх нижних штанов англичане носили короткие чулки бут-хоуз, которые впоследствии было принято украшать вышив­кой .Обувь, как и в других странах, была мягкой, но имела широкие квадрат­ные носки — «утиный нос».

В середине века замет­но сказывается влияние ис­панских мод, что вырази­лось в появлении жестких прокладок в джеркине и рюша по краю стоячего во­ротника, который затем превратился во фрезу, на­зывавшуюся в Англии раф. Дублет превращается в верхнюю одежду, его дела­ют с рукавами и неболь­шой баской, и он заменяет джеркин. Джеркин стано­вится парадной верхней одеждой. В середине XVI в. в Англии изобрели вязальную машину, и с этих пор англичане стали носить вяза­ные чулки. Появление вязаных чулок повлекло за собой уве­личение длины аппа-стокс, которые стали называть «бричз».

Знатные англичане, особенно молодые, увлекались «вене­цианскими» бричзами, что делало мужскую фигуру, похожей на женскую.

Мужские прически были просты, наиболее распространен­ной прической была «под скобку». Аристократы носили зави­тые длинные локоны, подстриженные с одной стороны. Появ­лялись прически на испанский манер — волосы надо лбом от­ращивались длиннее и завивались, с затылка срезались сильнее. Носили также прически «под ежика», когда коротко под­стриженные волосы торчали надо лбом наподобие игл ежа. Пуритане носили волосы, стри­женные «в кружок», за что они получили название «круглоголо­вые».

Английский женский костюм в начале XVI в. был сходен с фламано-французским. Его отличают ясность и простота, отсутствие на­громожденно форм и мелких деталей. Как и в других европей­ских странах, женская одежда со­стояла из трех частей: рубашки из белого полотна у богатых или из полушерстяной ткани у бедных, котт с плотно облегающим фигу­ру жестким лифом и сюрко с гладким лифом и расширенной книзу мягкой юбкой. Рукава пла­тья состояли из двух частей — верхней, доходившей до локтя, и нижней — громадных во­ронкообразных манжет, соединя­ющихся с рукавом при помощи шнуровки. Декольте лифа принимает форму каре. Национальный колорит кос­тюму придавал головной убор — гейбл, который по форме на­поминал крышу домика и состо­ял из нескольких слоев материи.

С 1553 г., в период царство­вания Марии Тюдор, в Англии распространилась испанская мода. У юбки появился испанс­кий каркас, хотя и не такой ши­рокий. Лиф платья стал закрытым. Низкое декольте прикрывалось вставкой.

Увлечение испанской модой приводит к увеличению форм, нагромождению деталей, экстравагантности. При дворе ко­ролевы Елизаветы внешний блеск и роскошь достигли апо­гея. В гардеробе королевы насчитывалось более трех тысяч дорогих платьев. Елизавета требовала, чтобы все придвор­ные дамы следовали ее примеру, однако их костюмы долж­ны были быть менее богаты.

Вариантов женских костюмов было много, особенно ощу­щалось влияние немецкой моды. Состоятельные люди носи­ли бархат, парчу, тонкое сукно локальных цветов — зелено­го, голубого, коричневого. Самым нарядным во всей Европе считался красный цвет. Его использовали в костюмах для тор­жественных случаев.В конце XVI в. в женском костюме произошли изменения: форма юбки стала держаться на каркасе, заимствован ном из Испании, — вертюгадо. Костюм отличался разнообра­зием фасонов в пределах уста­новившегося типа,обилием вы­шивок, кружев. Ширина рука­вов увеличилась, их стали под­бивать ватой, вверху, у проймы появился буф. Разнообразие фасонов одежды создавалось формой рукавов: с продольны­ми разрезами, с маленьким верхним буфом, с козырьками, буфом и поперечными брасле­тами. Большое распростране­ние, как и в мужской моде, по­лучил воротник раф, а также «а ля Мария Стюарт». В 80-90-х гг. XVI в. за­метны значительные измене­ния. Впечатление строгости и простоты форм женского кос­тюма начала века утрачивается. Сочетание удлиненного лифа, огромных рукавов и расши­ренной в своем объеме и притом укороченной юбки на кар­касе — вертюгадо создает впечатление коротконогой фигу­ры, не свойственной человеческому телу.

Наблюдаются изменения и в женских прическах, это дик­туют огромные плоеные и высокие воротники. Следуя испан­ской моде, все состоятельные женщины носили высокие при­чески с каркасами разной формы, сделанными из проволоки или бархатных валиков. Иногда надевали парики. Знатные дамы и горожанки носили чепчики. У богатых женщин они украшались вышивкой, драгоценностями и имели каркас. Леди носили черную вуаль, а простые женщины — белую. Во второй половине XVI в. появился женский головной убор — френчхоуд («французский че­пец»), который имел вид небольшой серпо­видной наколки, и к нему прикреплялась черная вуаль. Платья давали воз­можность видеть обувь — шелковые вышитые туфли на низком каб­луке или совсем без каблуков, но могли но­сить туфли и совсем без задников.

Во внешнем облике аристократов прежде всего сказывалось стремление демонстрировать свое богатство — дорогие ткани, круже­ва, украшения. Поэтому в английс­ком костюме второй половины XVI в. не всегда проявляется чувство меры, интерес к красивым пропорциям и изящным линиям, то есть все то, что будет характеризовать вкус британ­цев последующего периода.

Контрольные вопросы:

1. Какие ткани производили в Ан­глии?

2. Из каких деталей состоял мужской костюм?

  1. Как назывался в Англии плоеный воротник?

  2. В чем отличие пуританского костюма от придворного?

  1. Какая деталь женского английского костюма придавала ему национальное своеобразие?

  1. Что изменилось в женском костюме под влиянием испан­ских мод во второй половине XVI в.?