logo search
История костюма 1 курс

4.2. Испанский костюм (XVI в.)

Из всех западноевропейских стран лишь Испания находи­лась под длительным иноземным игом: с VIII в. она была под властью арабских народов. Только в конце XV в. добилась ос­вобождения. Длительная борьба с иноземцами сделала Испа­нию сильным государством. Экономическая ситуация выдви­нула испанское государство на передний план европейской жизни. Открытие Христофором Колумбом Америки, а затем завоевание ее земель превратило Испанию в самую могуще­ственную державу мира. Испания создала мощную армию и флот. Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Ита­лия, а также американские колонии.

Большую роль в Испании играла католическая церковь, поддерживающая в свое время борьбу против арабов-мавров. Культура испанского Возрождения была очень сложной: она развивалась под влиянием католицизма, итальянского Ренес­санса и мавританской культуры. Все это повлияло и на кос­тюм.

У арабов испанцы научились производству роскошных шел­ковых тканей, изготавливали они также и шерстяные ткани. Среднее сословие шило одежду из ярких одноцветных и поло­сатых материй, но с возникновением инквизиции (конец XV в.) основными тонами одежд становятся темные. Тусклая цвето­вая гамма символизирует серьезный образ мыслей, чуждый еретическим отклонениям, является признаком благонадежно­сти. Существовала и другая причина, объясняющая пристра­стие испанцев к темным одеждам. Надевая их, светлокожие испанцы подчеркивали разницу между собой и темно-кожими маврами. Нарядность со­здавалась не цветом, а фактурой и сочетанием тканей. Аристокра­ты носили черные бархатные ко­стюмы, украшенные вышивкой зо­лотом и великолепными воротни­ками.

Испанцы стремятся придать гражданскому костюму вид воен­ной брони — жесткой, негнущей­ся, окружающей фигуру футляром. Это приводит к тому, что ис­панцы пренебрегают пластичес­кими свойствами ткани, и прида­ют ей качества металла. Мужс­кой костюм состоит из нижней рубашки, куртки — хубона, ко­ротких штанов — кальсес, шта­нов-чулок, привязывающихся те­семками к куртке, тупоносых, с разрезами башмаков. До XVI в. чулки выкраивались из ткани «по косой нити», в середи­не XVI в. в Испании появились вязаные чулки. Хубон и кальсес делают на двойной подкладе, обычно набитой ватой, конским волосом или сеном. На нее плотно натягивают верх. Хубон имеет высокий стоячий воротник, законченный узким белым рюшем по краю, размер которого варьируется. К концу сто­летия он увеличивается до 15-20 см, превращаясь в знаме­нитую испанскую горгеру — гофрированный воротник. Не­обходимо отметить, что большие плоеные воротники у испан­цев имели три названия — куэлло, горгера и грангола. Этот воротник являлся первым признаком элегантности. Ему уделяли много вни­мания: крахмалили, подсинива­ли, плоили щипцами. Весь ко­стюм украшают разрезами. Этот прием вначале использо­вался для удобства, узкую одежду разрезали в местах сги­бов локтей, плечей, колен. За­тем разрезы стали декоративной отделкой дворянского костюма. К середине XVI в. мужской кос­тюм изменился. Он превратился в костюм-броню, напоминающий ры­царские доспехи, и, чтобы оконча­тельно придать хубону форму лат, спереди в него вставляют куски кар­тона. Форма кальсес варьируется. Они могут быть несколько выше ко­лен, но могут иметь более короткую длину за счет напуска. Через разрезы буфами выпус­кают легкую прокладку или нижние более широкие штаны. В конце XVI в. появились сво­бодные, широкие вверху каль-сес в виде окорока.

Основной верхней одеждой испанцев был плащ. Он имел различную форму и размеры. Плащи драпировали на одном плече, расправляя красивыми складками.

Головным убором в первой половине XVI в. был мягкий бе­рет с жестким, опущенным книзу бортиком, во второй — жесткая шляпа в форме усе­ченного конуса с небольшими полями и ток, украшенный страусовым пером. При Карле V необходимой принадлежнос­тью туалета стали перчатки из шелковых или шерстяных тка­ней, позже — вязаные, а так­же шпага и кинжал, подвешенный на цепочке. Волосы носили коротко остриженными, коротко подстригали бакенбарды, бо­роду, которую внизу легко заостряли. В 40-х годах стали от­пускать длинные усы.

Женский испанский костюм этого времени имеет больше различий, чем сходства с общеевропейским. Здесь впервые в Европе создается каркасный тип женского костюма, ко­торый, в первую очередь, повторяет не формы тела, а жест­кую малоподвижной основу. Именно он оказал влияние на дво­рянский костюм всех западноевропейских стран и послужил основой для образований форм женского европейского костю­ма позднего феодализма. Его силуэт отличался ясностью чет­ких линий, представлял собой схему, состоящую из двух, рас­положенных друг против друга треугольников, вершины кото­рых пересекаются на талии. Первый — малый треугольник — был расположен на месте лифа. Его каркас чаще всего был из пластинок китового уса или металлических прорезных пластин, обтянутых замшей, бархатом. Второй треугольник находился на месте юбки. Ее жесткая колоколообразная форма достигалась тем, что в нижнюю юбку из плотной тка­ни вшивали металлические об­ручи. Эта нижняя юбка полу­чила название вертигадо. Но­сили ее только аристократки. Поверх нее надевали юбку из черной тафты — баскинью и верхнее платье — сайт. Это платье состояло из лифа с от­кидными рукавами (под ними находились съемные рукава) и юбки. Съемные ру­кава соединялись с проймами шнуровкой, скрытой под ва­ликом или фестонами. Жест­кой форме такого платья соответствовали и другие детали костюма, как, например, ворот­ник горгера. Этот во­ротник образовался из неболь­шого воротничка в виде узкого рюша, постепенно вырастая к концу XVI в. в гофрированный. Металлический каркас, си­луэт костюма и плоеный крахмальныи воротник завоевали всю Европу XVI в. и создали славу «испанской моде». Вер-тигадо были распространены главным образом в придворно-аристократической среде, одежда же горожанок продол­жала сохранять мягкие плас­тичные формы, свойственные испанскому костюму середи­ны XV в.

По испанскому этикету было не принято не только открывать, но и подчеркивать женскую грудь. Эталоном красо­ты считалась худая стройная фигура с совершенно плоской гру­дью — дань старинному варварскому обычаю испанских ари­стократов (чтобы грудь не развивалась, девочкам в переход­ном возрасте на ночь привязывали на грудь тяжелые свинцо­вые пластинки).

Принято считать, что идея превращения женского костю­ма в жесткий футляр принадлежала королеве Кастилии Хуа­не Португальской, желавшей скрыть свою беременность в 1468 г. Ее изобретение настолько отвечало духу времени, что не только не удивило испанское общество, но и быстро распространилось по всей Испании и поло­жило основу европейскому костюму, просуществовав до начала XX в.

Еще одним парадным женским костюмом была ропа — верхняя распашная одежда с короткими или длинными рукавами, кото­рая надевалась поверх пла­тья.

Примечательной особен­ностью испанской одежды является обувь на толстой подошве. Известно, что для испанок совершенно недо­пустимым было показывать обувь. Однако это не рас­пространялось на обувь на толстой подошве — чапинес. При такой обуви нога была вид­на до щиколотки. Чем знатней была дама, тем толще были ее чапинес. Каблук появился лишь в конце XVI в.

Прически были высокими. Поскольку широкий стоячий во­ротник не давал волосам возможность падать свободно, их под­нимали с висков и затылка. С помощью шпилек и проволоки сооружали высокую прическу на темени, убранную цветами, обручами и драгоценностями .

Из женских головных уборов в ходу были чепчики, отделан­ные рюшем из газа или кружев; большие широкополые шля­пы с узкими тульями из дорогих материалов, с богатой отдел­кой. Самым распространенным убором был ток — с малень­кими полями и высокой тульей. Выходя на улицу, женщины надевали кружевные мантильи, накидывая их на голову, тон­кие прозрачные покрывала, крепленные на обручах, а также накидки с капюшонами.

Перчатки, веер и кружевной носовой платок довершали эле­гантный туалет дамы. Испанки различными движениями вее­ра умели вести целые диалоги, и в таком «разговоре» выяв­лялся их национальный характер, в котором сочетались одно­временно страстность и холодность, светскость и набожность, искренность и скрытность. Расшитые тонким золотым шить­ем, носовые платки употребляли не по прямому назначению, а как украшение. Их постоянно держали в руках между ука­зательным и средним пальцами.

В аристократическом костюме испанки все было подчине­но одной цели — создать вокруг женщины атмосферу недоступ­ности и таинственности.

Контрольные вопросы:

1. Что оказало влияние на культуру Испании в период Воз­рождения?

  1. Какая цветовая гамма предпочиталась в Испании в этот-период и что она символизировала?

  2. Что являлось конструктивной основой испанского мужс­кого и женского костюма?

  1. Опишите мужской испанский костюм.

  1. Опишите женский испанский костюм. Каков его силуэт?

  2. Какое изобретение принадлежит королеве Кастилии Хуа­не Португальской? Какую роль оно сыграло в истории ко­стюма?

  3. Какими аксессуарами дополнялся испанский женский ко­стюм? Расскажите о значении веера.