4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)
Возрождение в Германии началось в XV—XVI вв. В это время Германия еще не была единым государством. Она состояла из больших и малых феодальных княжеств, независимых друг от друга обособленных городов. Император не обладал сильной властью и не имел влияния на аристократию. Его указы распространялись лишь на некоторые области. Бесконечные распри, кровавые столкновения между феодалами мешали образованию единого централизованного государства.
Подобно Возрождению в Италии, на духовную жизнь и искусство Германии оказала эпоха Реформации с 1510 по 1550 гг. Реформация (преобразование) католической церкви принесла с собой серьезные социальные потрясения. Освобождение от жестких религиозных уз, существовавших столетиями, отразилось не только на образе жизни и нравы общества, но и на моде. Особенностью германского костюма являлась склонность к измельченности форм внутри главных объемов, отчего костюм терял целостность композиционного решения. Больше, чем в других странах, в Германии костюм перегружали различного рода отделками в виде многочисленных разрезов, полос и ювелирных украшений. Разрезы, став модой, постепенно покрыли все части костюма и получили форму поперечных и продольных полос. Размещали их в самых разнообразных комбинациях, нередко так, что все, вместе взятое, представлялось в виде сетки, связанной из лент различной длины и ширины .Разрезы стягивались лентами, завязанными в банты. Для изготовления модной одежды использовали два вида материи: более жесткие ткани — для верхнего платья, а шелковые — для нижнего. Ткань, которую прокладывали под разрезы, бралась всегда контрастных цветов по отношению к цвету самого костюма.
Самой характерной одеждой была шаубе (или шуба) как элемент костюма, появившаяся в конце XV в. В середине XVI в. она достигла наибольшего объема: верхнюю часть рукавов стали делать громадным буфом. Наиболее известной была шаубе Лютера. Она представляла собой длинную широкую одежду из сукна с прямоугольной кокеткой спереди и сзади, под которой ткань была заложена складками с длинными и очень широкими рукавами. Такую одежду носили ученые. В XIX в. ее крой стал основой для докторской мантии. Князья носили красные и фиолетовые шаубе из бархата или атласа на соболе и горностае; богатые горожане — из черного или коричневого сукна на меху куницы. Под шаубе носили вамс, который соответствовал французскому пурпуэну, итальянскому джуббоне и английскому джеркину. Он плотно облегал фигуру и был накладным. К нему привязывались штаны, а чулки заходили за колено и прикреплялись подвязками. Те и другие отделывались многочисленными разрезами.
Наряду с шаубе в обиходе германской знати и бюргеров появилась новая одежда — фальтрок. Первоначально это была лишь только юбка в складку, которую надевали сверх вамса. Впоследствии фальтрок соединили с лифом, он получил боковую застежку. Его покрой всегда согласовывался с вамсом. Если вамс имел рукава, то фальтрок шили без рукавов, и наоборот. Постепенно в костюме происходят изменения — появляются более легкие верхние одежды. Выделяется костюм ландскнехтов — военного сословия, который отразил типично немецкий вкус. Малоземельные и безземельные дворяне, частично ремесленники и крестьяне пополняли многие европейские армии того времени. Известно, что государства, нанимавшие их, нерегулярно платили им жалованье. Основным источником их обогащения были военные трофеи. Среди награбленной добычи было немало одежды, и, поскольку установленной военной формы тогда еще не было, они одевались с «чужого плеча». Нередко обветшавшую и покрытую дырками одежду дополняли разрезами различного рисунка. Костюм ландскнехтов производил такое сильное впечатление на современников, что стал предметом подражания и повлиял на моду не только в Германии, но и в соседних с ней странах. Костюм был необыкновенно ярок, живописен и своеобразен. У некоторых щеголей на его изготовление уходило до ста локтей ткани. Такому костюму соответствовала широкая обувь с квадратным носком, отделанная разрезами. Башмаки изготовлялись из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани. Сапоги делались из кожи натурального цвета с широким округлым носком. Разрезами отделывались не только одежда, обувь, головные уборы, но и перчатки. Их делали в области пальцевых суставов, а с изнанки вставляли цветную прокладку. Сами ландскнехты о своей одежде говорили так: «Разрублено и разрезано по благородному обычаю».Общим национальным головным убором в конце 20-х гг. стал низкий широкий барет. Появление новых соотношений объемов в костюме изменило его форму. Постепенно размер его увеличивается, поля из двух частей делают вокруг всего барета. Между разрезами полей продевали шнурки ленты и скрепляли их золотыми булавками. Чем шире становился барет, тем более плоской делалась его форма. Распространенным был и барет с опущенными полями, прикрывавшими затылок. Мужчины в начале XVI в. носили волосы, достигавшие плеч или лопаток.
Близость образа германской женщины к средневековью сказалась в костюме. Одежды сковывали движения и вынуждали держаться прямо. Узкий лиф подчеркивал женскую фигуру, выделял живот. Глубокий вырез декольте обнажал значительную часть спины, а спереди открывал рубашку, едва прикрывающую грудь. Женщины обычно носили две юбки. Верхняя широкая юбка сзади оканчивалась шлейфом, а спереди прикреплялась к лифу несколькими складками-раструбами. Женский костюм был схож с мужским - сказалось влияние «разрезанного» костюма ландскнехтов. Разрезанный рукав женского платья, обычно из красного бархата глубокого цвета, стал самой броской частью одежды. Поскольку подкладка была меньшего размера, чем рукав, на месте разрезов образовывались буфы. На перчатках тоже делались разрезы — для перстней. Старинный обычай приподнимать платье с одной стороны во время ходьбы еще сохраняется, поэтому все более изысканно отделывается нижнее платье. Приличия требовали, чтобы ступни не были видны. каждой местности Германии женский костюм отличался своеобразием. Женщины, как и мужчины, носили шаубе и барет. Но женская шаубе имела иные пропорции. Она была более узкой и длинной. Лиф платья постепенно превратился в открытый корсаж с рукавами и со шнуровкой спереди. При этом края лифа у шнуровки не сходились на 15—20 см. Под шнуровку надевали специальную вставку или сорочку из тонкого полотна. Популярным элементом одежды был особый небольшой воротник типа перелины, так называемый голлер. Его накидывали на плечи и застегивали на груди. Голер носили как нарядную принадлежность туалета даже при высоком закрытом лифе платья. Во второй половине века, когда распространилась мода на испанские воротники — горгеру, голлер носили вместе с горгерой. Излюбленным видом женских причесок остаются плетеные косы. Девушки носили слегка подвитые волосы, распущенные по спине, или плели височные косы, спуская их на грудь. Голову при этом не покрывали. Замужние женщины заплетали волосы в косы и по-разному их укладывали. Незаплетенные волосы помещали в сетки так, что с обеих сторон лица образовывались большие висячие мешки. Женские головные уборы были самых разнообразных форм. Носили чепцы, платки, покрывала, свернутые наподобие чалмы, а также шляпки из фетра и материи. Сохранились высокие энены и горж — головные уборы средневековья. Распространены были меховые шапки и косынки до плеч.
Распространение испанской моды во второй половине XVI в. в Германии сказалось на изменении общего характера костюма.
Одежда становится более жесткой, приобретает сухие контуры, юбку иногда делают на каркасе, декольте сменяется высоким стоячим воротником. Большое распространение получают плиссированные юбки, неизвестные в испанском костюме, которые носят поверх жесткой колоколообразной нижней юбки, а также плиссированный белый фартук с вышивкой. Выработанные в Германии формы и декоративные принципы не оказали влияния на общеевропейский путь развития костюма, а сохранились лишь в народном костюме.
Контрольные вопросы:
-
В чем заключалась особенность германского костюма в эпоху Реформации?
-
Что из себя представляла шаубе Лютера?
-
Одежда какого сословия повлияла на моду?
-
Что такое «фальтрок»?
-
Какая прическа называлась «колба»?
-
Какие художники прославили образ германской женщи ны в эпоху Возрождения?
-
Опишите женский германский костюм этого времени.
- Дистанционный курс
- Методические рекомендации к работе с курсом
- Критерии оценивания
- Понедельное расписание деятельности студента
- Модуль a.
- Тема 1. Предмет и задачи курса истории костюма.
- Внимательно прочитайте материал и дайте ответы на вопросы в письменной форме.
- 1.1. Предмет и задачи курса истории костюма. Определение основных понятий «одежда» и «костюм»
- 1.2. Костюм и феномен моды
- 1.3. Происхождение костюма
- 2. Древний мир
- 2.1. Костюм Древнего Египта (3000 до н.Э.-200 н.Э.)
- Контрольные вопросы:
- 2.2. Костюм Ассиро-Вавилонии (III —I тысячелетие до н.)
- 2.3. Костюм Древней Персии (I тысячелетие до н.Э.)
- 2.4. Костюм Древней Греции
- 2.5. Костюм Древнего Рима (V в. До н. Э.—V в. Н. Э.)
- 3. Византийский и западноевропейский костюмы эпохи средневековья
- 3.1. Костюм Византии (IV—XV вв.)
- 3.2. Костюм раннего средневековья в Европе. Романский период (IX—XII вв.)
- 3.3. Европейский костюм готического периода (XIII—XV вв.)
- 3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
- 4. Костюм эпохи возрождения
- 4.1. Итальянский костюм (XV—XVI вв.)
- 4.2. Испанский костюм (XVI в.)
- 4.3. Французский костюм (XVI в.)
- 4.4. Английский костюм (XVI в.)
- 4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)
- 5. Костюм народов Востока
- 5.1. Турецкий костюм
- 5.2 Китайский костюм.
- 5.3. Японский костюм
- 5.4. Арабский костюм
- 5.5. Индийский костюм
- 6. . Западноевропейский костюм XVII в.
- 6.1. Французский костюм XVII в.
- 6.2. Испанский костюм XVII в
- 6.3. Английский костюм XVII в
- 6.4. Костюм Нидерландов и Голландии
- 7. Западноевропейский костюм XVIII в.
- 7.1 Западноевропейский костюм 1-й половины XVIII в. (мода рококо)
- 7.2. Западноевропейский костюм 2-й половины XVIII в.
- 7.3 Костюм эпохи Великой французской революции и Директории
- 8. Европейский костюм XIX в.
- 8.1. Стиль «ампир» и время Реставрации Бурбонов в костюме (1804—1820 гг.)
- 8.2. Европейский костюм 20—30-х гг. XIX в.
- 8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)
- 8.4. Европейский костюм 70—90-х гг. XIX в
- 8.5. Костюм стиля «модерн» (конец XIX в.)
- 9. Европейский костюм первой половины XX в
- 9.1. Европейский костюм до первой мировой войны (1900-1914 гг.)
- 9.2. Европейский костюм 1915—1930 гг.
- 9.3. Европейский костюм 1930—1940-х гг.
- 9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.
- 9.5. Европейский костюм Второй половины хх в.
- 10.2. Костюм 1960-1969 гг.
- 10.3. Костюм 1970-1979 гг.
- 10.4. Костюм 1980-1989-х гг.
- 10.5. Костюм 1990-1999-х гг.