logo search
Gossy-3td

Первые теории дизайна

Первый голос протеста против капиталистической культуры раздался в Англии в виде теоретических исследований английского философа и критика Джона Рескина (1819—1900), придававшего огромное значение искусству как моральному фактору.

Рескин отвергал новую машинную технику.

Он сделал вывод, что машинное производство и растущая власть капитала убивает искусство, превращает людей в рабов, калечит рабочих и уродует целые страны, что с исчезновением ручного труда человек теряет возможность проявлять свойственные ему способности, изобретательность, эмоциональность, становится просто придатком машин.

Духота, смрад и дым огромных фабричных цехов делают ужасной среду обитания людей; лишают их всех начал добра и красоты, уничтожают тягу к прекрасному, к искусству.

Рескин протестовал против машины и машинной продукции во имя сохранения рукотворной красоты человеческих творений, именно его эстетика была первым шагом

к созданию эстетики машинной продукции,

а с ней и машинной формы.

Вслед за Рёскиным, Моррис (1834—1896) отвергал машинное производство. Он мечтал о гармонии двух видов труда — физического и интеллектуального.

Романтический критик современного общества свой идеал видел в средневековье. По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса всё производилось вручную.

Благодаря Моррису, возникло «Движение искусств и ремесел».

Моррис сделал предметом открытого обсуждения проблемы оформления и эстетической целесообразности частного дома, его помещений.

Моррис предложил в своих проектах жилища вместо темных, загроможденных мебелью комнат, легкие, светлые интерьеры с мебелью и убранством, основанным на принципах целесообразности.

В начале 1860-х годов Моррис был поглощён строительством и оформлением Красного дома

в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы

по производству декоративных предметов.