logo search
История костюма 1 курс

3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)

В XV в. Бургундский двор был одним из богатейших в Ев­ропе. Именно герцогство Бургундия, которое в конце XIV в. в политическом и культурном отношении превосходило ослаблен­ную изнурительной Столетней войной Францию, стало законодателем моды в Европе. Бургундский костюм стал эталоном изящества, в нем воплотились основные черты готическо­го стиля. Это был период подлинного «господства ножниц» — перехода к кройке одежды точно по фигуре. В ис­тории костюма этот период назван «кар­навалом мод», учитывая частую смену костюмов. Общее направление моды было связано с готическим стилем, но это не мешало одновременно сосущество­вать самым разнообразным формам ко­стюма. Носили и длинную, и короткую, и широкую, и узкую одежду. Модный си­луэт характеризовался удлиненностью, изысканностью и вычурностью линий. Самой модной отделкой были бубенцы и фестоны (зубцы). Разумеется, что та­кая одежда была привилегией богатых бюргеров и феодалов, т.е. их костюм под­черкивал пренебрежение к труду. Духовенство возмущалось такой одеждой, считая ее греховной. В то же время костюм третьего сословия со времен раннего средневековья сохраняет строгий облик без изменений.

Цвет характеризовал определенное состояние человека. Костюмы из синего и зеленого материала шили редко. Эти цвета были символами любви: зеленый — влюбленности, синий — верности. Желтый и коричневый цвета символизировали грусть. Повседневные костюмы, главным образом, были серые, черные, фиолетовые; парадные — белые или красные. Васса­лы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньо­ра, а также пестрые костюмы, как поле герба. Ми-парти но­сила молодежь и особенно часто пажи.

Знатные люди шили одежду из дорогих тканей — шелка, бархата, шерсти, парчи. Камиза шилась из тонкого полотна. Она по-прежнему была нижней одеждой. В моде короткий пурпуэн, к нему привязывали штаны-чулки, которые кроились и шились точно по ноге. Если же нога не отличалась стройностью, то ее форму подправляли проложенной и пришитой к чул­кам изнутри прокладкой из пакли.

Модной мужской одеждой в этот период становится жакет — стянутый поясом, короткий, распашной, зауженный в талии и с ватной подкладкой. От талии полы расходились в виде юбочки. Стоячий воротник жакета иногда опушивали мехом. Рука­ва — жиго имели вид пышного высоко поднятого и присборен­ного у плеча буфа и сужались к запястью. Пышная форма вер­хней части рукавов образовывалась за счет мауатр — жест­ких валиков на проймах.

Верхней одеждой знати и бюргеров остается упелянд — длинная распашная подпоясывающаяся одежда, с узкими, расширявшимися книзу рукавами. Понизу ширина упелянда до­стигала 7 м. Иногда он укорачивался до середины икры. Длинный упелянд предназначался для торжественных слу­чаев, короткий — для танцев, прогулок и езды верхом. Средневековые щеголи носили роб. Роб — это накладная одежда с не­большим надрезом сзади или спере­ди, со стоячим воротником, к которо­му сзади иногда пришивали шлейф. Роб подпоясывали в талии, он имел ру­кава сверху в виде буфа, а от локтя до кисти узкие.

Костюм знати обязательно допол­нялся кожаным или парчовым ко­шельком, на цепочке у пояса крепил­ся кинжал, а на перевязи через плечо — охотничий рог. Знатный мужчина но­сил перчатки, но обычно только одну — левую, а правую держал в руке. Обе перчатки надевали только во вре­мя охоты. При входе в церковь и во время танцев перчатки снимали и прятали за пояс. На парадной одежде особенно изыс­канными и утонченными считались вы­шивки текстов любимых стихов или пе­сен.

Самым распространенным голов­ным убором для всех сословий был ка­пюшон с оплечьем, которое укра­шалось зубцами и бубенчиками. Его носили отдельно или пришивали к плащу. Шаперон в это время приобрел вид шляпы. Его заранее драпиро­вали и сшивали. Простой народ носил бегуин. Щеголи носили сразу две шляпы: одну за спиной, а другую — на голове.

В Бургундии принцам по крови полагалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовым дворя­нам — в две ступни, рыцарям — в полторы, горожанам — в одну и простолюдинам в полступни (до 15 см). В женской одежде впечатление удлиненного силуэта дос­тигалось узкими плечами, завышенной талией платья, длин­ной неширокой юбкой, высоким головным убором. Нижняя женская одежда становится еще уже. По бо­кам, спереди лифа, по узким рукавам выполнялись раз­резы, которые стягивались, застегивались на пуговицы или шнуровкой. Нижняя одежда состояла из двух платьев — камизы и котта. Верхним парадным пла­тьем знатных дам был роб с укороченной талией подпоясанной под грудью. Платья имели декольте, чаще в форме треугольника; иногда треугольный вырез сзади или спереди был до самого пояса. Его обрамляли мехом, бархатом, пришивали к нему воротник. Расширенная книзу, ниспадающая складками парчовая юбка переходила в шлейф, длина которого строго регла­ментировалась законом. Чем знатнее была дама, тем длиннее шлейф.

Так, королева имела право носить шлейф длиной 4 м 95 см, герцогини и прин­цессы — 3 м 60 см и т.д. Церковь активно боролась со шлейфами, называя их «дьявольски ми хвостами». Наказание было иног­да весьма строгим, вплоть до отлу­чения от церкви. Но, несмотря на это, на протяжении XV в. шлейф оставал­ся обязательной принадлежностью придворного костюма. Сюрко становится коротким, типа душегреи, заканчивающимся на бедрах. Сюрко выполнялось с боль­шими проймами, через которые про­сматривалась вся фигура. Церковь называла эти проймы не иначе, как «адские окна». Спинка сюрко могла быть со шлейфом. В моде были плащи, застегивающиеся впереди на пуговицы.

В XV в. приобрели огромное значение головные уборы. Мод­ным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Головные уборы женщин были трех видов: высокий цилиндрический убор, сетка, которая поддерживалась полосками ткани, и энен. Энен был самым модным у знатных женщин. Он появился при Бургундском дворе во второй половине XV в., и представлял собой вытянутый конус, словно здание. Как и шлейф, его высота строго регламентировалась. Чем более знат­ной была женщина, тем выше энен. При входе в помещение даме приходилось приседать. Изготовляли его из льняной ткани или из жесткой бумаги, сверху покры­вали парчой и отделывали барха­том. К нему прикреплялась длин­ная до земли прозрачная вуаль. Популярным головным убором так же был эскофьон. Его форма создавалась прической: во­лосы заплетались в две косы и ук­ладывались над ушами. На при­ческу надевался эскофьон, покры­тый сверху золотой сеткой, укра­шенной жемчугом и металличес­кими розетками. Верхняя часть убора закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, по­крывавшую косы. Средневековые дамы носили также чепцы в виде «паруса» или «двойной сахарной головы.

Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.

Мода на драгоценные камни привела к поискам их заменителей, и с XV в. в Европе начинают делать искусственные само­цветы.

Женскими украшениями той эпохи были: массивные цепи на груди, большое количество колец на пальцах, носовой

платок, ожерелья в виде эмалевых слезок и золотых сердечек, деко­ративные пояса, бубенчики. К поясу крепили зеркальце.

Контрольные вопросы:

  1. В каком периоде зарождаются основы кроя и техники шитья?

  2. Что характерно для отделок и украшений в период бур­гундских мод?

  3. Расскажите о символике цвета этого периода.

  4. Какое количество шляп носили буриундские щеголи?

  5. В чем характерные особенности бургундской обуви?

  6. Какое значение приобрела длина шлейфа в этот период?

  7. Опишите женский костюм периода бургундских мод.

  8. Какие прически и головные уборы носили в Бургундии?