12. Дизайн в сша 50—60-х
Основная концепция дизайна 40–50 — это устранение границ между дорогими произведениями искусства и серийными промышленными вещами.
В основу ее были положены принципы комбинируемости и взаимозаменяемости, многофункциональности и внешней простоты.
Также за основу принимается и постулат «психологической эргономики», принимающий во внимание внутренний комфорт человека.
В этот период возникают несколько интересных дизайнерских направлений — это американский органический дизайн, сканди-навская школа, Ульм и браунстиль в Германии.
В послевоенной истории дизайна США оформились две тенденции, представители которых с трудом находили общий язык.
Сторонники первой отстаивали концепцию чистого, некоммерческого искусства и высоких моральных требований к профессии, сознательно культивировали элитарность, подчеркивая, что моральный долг дизайнера —способствовать эстетическому развитию публики, вносить в предметный мир внешнюю упорядоченность и социальную гармонию.
Подобная точка зрения сложилась не без влияния эмигрантов из Европы: Вальтера Гропиуса и Марселя Брейера.
Представители второй, более демократичной позиции стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом.
Государства-победители, и в первую очередь США, захватили лидерство в экономике и стали с 50-х годов ведущей нацией дизайна.
Американский образ жизни сильно повлиял на музыку, изобразительное искусство, а также и на повседневную жизнь европейцев.
Американские фильмы и реклама принесли с собой в Европу новые идеалы красоты и моду.
Стайлинг (стилизация) — течение в дизайне Западной Европы и США 1950—1960-х,
в котором форму проектируемых изделий определяли исходя не из функции и конструк-тивных особенностей, а способом поверхност-ной стилизации под заданный образец, диктуемый модой, коммерческой выгодой.
Иначе говоря, стайлинг — коммерческая разновидность промышленного дизайна.
Формы автомобиля стилизовали под космическую ракету, а радиоприемник — под самолет. В этом течении дизайн отрицал сам себя. В более широком значении стайлинг — методика, противоположная функционализму, при которой внешняя форма объекта становится относительно независимой от функции, конструкции и технологических свойств материала она может приобретать новый, несвойственный данной вещи смысл.
Дизайнеры мечтали придать индустриальному веку внешнюю упорядоченность и социальную гармонию.
В 50-е годы критики присвоили работам нескольких мастеров дизайна статус произведений искусства, а остальных обвиняли в том, что они наводняют рынок безвкусными поделками. Лишь немногим дизайнерам удалось удовлетворить и критиков, и широкую публику – например, Рассел Райт.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: