logo search
Istoria_kino_ekzamen

32. Эстетика кино рубежа 40-х – 50-х гг.

Этот рубеж – один из самых драматических периодов нашего кино. Агрессивное, репрессивное время, очень мало фильмов национального производства – период «малокартинья». Даже в войну было выпущено 150 фильмов, а в 1949 – 17 фильмов, потом еще меньше. Сталин говорил, что лучше меньше, чем больше, то есть установка на одни шедевры. Все фильмы выходили с поправками. Упор делался на исторические фильмы, человеку как личности внимание не уделялось. В основном снимались историко-биографические фильмы, их сделали около 20 штук. Заметная черта – разрыв человека с его делом. Но в ряду фильмов были и удачи. Например, «Мичурин» Довженко (но фильм мало сохранился, только сценарий). Вместо поэмы о творчестве от Довженко требовали фильм о селекции, надо было дать подробное освещение научных проблем. Требовали избавить образ Мичурина от одиночества и жесткости характера.

Но в целом режиссерам было стыдно за свои фильмы этого периода. Но кому-то все же удавалось избежать шаблонов, например, «Тарас Шевченко» Савченко с Бондарчуком в главной роли. Показали драму художника, насильно отлученного от своего дела и сосланного в солдаты. Фильм о духовной мощи, актер играет человека, которого нельзя сломать.

Фильмы этого периода все же имели позитивное значение как культурно-просветительские и патриотические. Но художественное воплощение было на низком уровне. Это были рупоры идей, все игралось и делалось по установке и творчества в этом мало.

Также снимались фильмы – выразители холодной войны. По постановочному размаху они не уступали антисоветским американским фильмам. Характерно выявление и формирование образа врага в бывших союзниках против Гитлера. В основе – классовая доктрина. Враги – генералы, бизнесмены, дипломаты – капиталисты. Фишка в том, что во время войны они были связаны с нацистами, вели тайные переговоры о сепаратном мире и так далее. В основе – шпионская интрига. С другой стороны, был друг, который либо сочувствует СССР, либо просто хорошо относится к социализму. Но все равно сюжетная конструкция в таких фильмах была ослаблена.

В этот период отечественного малокартинья на экраны хлынуло «трофейное» американское кино довоенного времени. Эти фильмы колоссальную роль сыграли в изменении воззрений советского человека.

Очень мало снималось фильмов о современности, они были посвящены процессу восстановления разрушенной страны после войны. Выпускали фильмы – спектакли, чтобы они позитивно влияли на улучшение проката. Тем самым стали возвращаться к внешним формам театра, которые не помогали развитию кино.

19 съезд принимает решение о росте национального производства. Количество картин увеличивается стремительно. Приходит новое поколение кинематографистов.