4. Авангард
Аванга́рд (фр. Avant-garde — «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме.
Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.
Понятие авангард эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.
Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурныхценностей.
Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации.
Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене воспринятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.
В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями
«Де Стиль»
В 1917 в Лейдене (Голландия) по инициативе Пита Мондриана была создана художественная группа «Де Стиль». Одновременно начинает издаваться журнал под тем же названием. Его обложку украшал логотип, буквы которого были составлены из стандартных черных прямоугольников.
К этому моменту уже написаны плоскостно-геометрические картины Мондриана, задавшие направление стиля. Наиболее известные члены группы: архитектор и художник Тео ван Дусбург, основатель, живописец Пит Мондриан, архитектор Питер Оуд, скульптор Жорж Вантегерло, художник Вильмош Хусар. Тео ван Дусбург, издатель журнала, архитектор и живописец, с самого начала создания объединения ориентировал его деятельность на комплексное проектирование предметной среды.
В следующих номерах журнала как примеры нового подхода к искусству и проектированию были опубликованы «Черный квадрат» Малевича и «Проун» (композиция из серии «Проектов Утверждения Нового», выполненная еще в Витебске) Лисицкого.
В своем манифесте члены группы призыва-
ли к созданию новой культуры, основанной на
равновесии и интернациональной общности культур, отказе от изобразительности. Они считали, что искусство должно примирить полюса жизни — «природу и интеллект, другими словами, женское и муж- ское начало, негативное и позитивное, статическое и динамическое, горизонталь и вертикаль»
ДЕ СТИЛЬ — объединение молодых голландских художников, основанное в 1917 в Брюсселе живописцем Питером Мондрианом (1872—1944) и архитектором Тео Ван Дусбургом (1883—1931).
Художники сплотились вокруг редакции журнала "Де Стиль", пропагандировавшего идеи рационализма и конструктивизма в архитектуре, мебели, оформлении интерьера.
Ван Дусбург с 1925 работал в Германии, в Баухаузе, и во Франции. Мондриан, испытав влияние французского кубизма, создал оригинальное течение неопластицизма в искусстве геометрического абстрактивизма.
Он создавал абстрактные композиции на плоскости из прямоугольников и квадратов, закрашенных в красный, серый, голубой и желтый цвета, разделенных черным контуром. В основу подобных композиций положен принцип «динамического равновесия». Известное еще с эпохи Возрождения «правило прямого угла» голландский художник преобразовал в «мистерию отношений единичного и множества... противопоставления вертикальных и горизонтальных линий, как мужских и женских».
Особое мистическое значение придавалось соцоставлению основных цветов спектра: красного, синего, желтого с «нецветами» — белым, серым, черным.
В 1938 Мондриан переехал в Лондон, а в 1940 — в Нью-Йорк. «Неопластицизм» Мондриана в его композициях 1940-х оказал существенное воздействие на развитие «интернационального стиля» американской живописи и архитектуры.
В 1920—1923 Тео Ван Дусбург вместе с Корнелиусом Ван Эстереном разрабатывал теорию неопластической архитектуры.
В 1930 был опубликован Манифест конкретного искусства, в котором Ван Дусбург призывал к элементаризму, абстрактному искусству универсального языка, не связанному ни с какими литературными ассоциациями (намек на течения символизма и сюрреализма в живописи), — искусству, основанному на четких визуальных формах.
Проекты и постройки архитекторов группы «Де Стиль» оказывали значительное влияние на многих художников, в частности, на творчество Н. Габо, Л. Лисицкого, А. Певзнера.
Идеи голландцев нашли отражение в программе Баухауза в Ваймаре и во многом определили развитие европейского дизайна.
Но постепенно внутри самой группы назревал раскол. Идеи пуризма и чистого эстетизма, не связанного с социальной действительностью, рушились под воздействием социалистического движения (захватившего также и Баухауз), нарастания напряженности в Германии и движения «Новая вешественность» среди молодых немецких художников.
С кончиной Ван Дусбурга в 1931 завершилась деятельность группы.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: