7.3. Европейская культура хvii века
XVII век — время, когда после великих географических открытий XV-XVI вв. европейцы начали осваивать всю Землю. Эпоха Возрождения внесла в их сознание идеалы гуманизма с принципами жизнелюбия и оптимизма, верой в возможность разумного переустройства и совершенствования мира. На севере Европы (Нидерланды и Англия) осуществились первые буржуазные революции.
Всё это коренным образом изменило мировоззрение, систему ценностей, менталитет европейцев. Особенно быстро и последовательно прошли эти перемены в Англии. Протестантская трудовая этика поощряла производительный труд, торговлю и богатство, требовала развивать индивидуальность. Протестантизм стимулировал свободу личности, рыночные отношения, предпринимательскую активность.
Всем гражданам Англии были гарантированы политические свободы. Новые знания, особенно научные, свободно распространялись, порождали изобретательность и установки на принятие изменений. Возрастающий спрос на промышленную продукцию вынуждал искать новые технологии. На «узких местах» производства появляются технические новшества, повышающие производительность труда, что предвещало промышленный переворот.
В западной Европе в ХVII веке общественная мысль обретает всё большую независимость от религии. И хотя влияние христианской религии и церкви было достаточно весомым и они практически не ослабляли своих позиций, в западноевропейском обществе все более ощутимы проявления светской культуры.
Наступление новой культуры было обозначено и стремительно разворачивающейся революцией в научной культуре, вначале проявившей себя в математике и механике, а затем в естествознании. Чтобы понять уровень науки того времени, достаточно назвать следующие имена: Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц. Здесь тоже кардинально изменились принципы деятельности. В Средние века наука испытывала очень сильное давление со стороны церкви, хозяйственная культура не предъявляла к ней практически почти никаких требований. Парадигма научного исследования несла отпечаток схоластики, так что источником знания считались не столько эксперименты, сколько Священное писание, рукописи древних мудрецов («чем древнее, тем истиннее») и даже магические трактаты и опыт магов. Алхимия, как известно, была связана с магией очень тесно.
В Новое время господствующим стал подход, сформулированный Френсисом Бэконом. Он доказывал, что единственным источником знания в науке может быть только опыт, научный эксперимент. Поэтому его часто называют родоначальником опытной науки Нового времени. Теперь человек уже не был только наблюдателем явлений и процессов природы, он становился её испытателем.
В ХVII веке интенсивно развивалась европейская философская культура. Р. Декарт создает свою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум. Ф. Бэкон вводит новую парадигму научного познания, сформулировав при этом своё знаменитое «Знание — сила!». Это позволяет называть XVII в. временем становления рационализма. И. Ньютон доказывает с помощью опытов основные положения натурфилософского материализма. Т. Гоббс и Дж. Локк обосновывают основные положения политической культуры буржуазного общества. Дж. Локк утверждал суверенитет народа, доказывал необходимость конституционного правительства, свободы и равных прав для всех. Локк также доказывал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и «федеративную». Он считается одним из основателей буржуазного либерализма.
В европейской художественной культуре ХVII века формируются национальные школы искусства — французская, итальянская, испанская, фламандская и др. Возникают и расцветают художественные стили барокко, рококо и классицизма, появляются предпосылки реализма.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126