logo search
Культурология

6.2.1. Протестантская трудовая этика

Это — моральный кодекс, основанный на принципах бережливости, дисциплины, упорного напряженного труда и индивидуализма. Прилагательное «протестантская» объясняет тот факт, что названные качества, как установлено историками и социологами, усиленно поощрялись протестантской религией, и особенно конфессиями, следовавшими принципам кальвинизма.

В советской и российской литературе указывается, что концепцию протестантской этики сформировал немецкий политический философ и социолог Макс Вебер. Он исследовал воздействие религии на экономическую жизнь, утверждая также, что не менее важны и обратные влияния. Англоязычное обществоведение добавляет сюда и английского историка Ричарда Х. Таунли. Оба ученых увидели сильную зависимость между протестантской этикой и возникновением и развитием капитализма.

М. Вебер обнаружил факт, что современный капитализм развился главным образом в тех областях Европы, где в ходе протестантской реформации раньше укоренился протестантизм; это произвело на него очень сильное впечатление. В книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905; переработанное изд. 1920) Вебер доказывал, что между религиозной реформацией и становлением капитализма существовала причинная связь.

М. Вебер утверждал, что в протестан­тских стра­нах экономика развивается лучше, чем в католических и право­славных странах. Современные исследования под­тверждают правоту М. Вебера. И социальное расслоение в протестантских странах, согласно опубликованным данным, существен­но меньше, чем в государствах с дру­гим вероисповеданием. Если в Рос­сии коэффициент дифференциации между бедными и богатыми состав­ляет 40 пунктов (т.е. первые в 40 раз беднее вторых), в большинстве раз­витых стран — 12-14, то в проте­стантских странах — 6-7, а в Фин­ляндии и вовсе 3.

В кальвинизме (одна из наиболее влиятельных ветвей протестантизма) очень многое выводится из доктрины предопределения, а Бог предстает как отдаленный и непостижимый. Вебер считал, что это создает в психике индивида, в личностном ощущении божественной благодати и небесного покровительства, сильное напряжение. Чтобы практически ослабить эту напряженность, кальвинизм ввёл понятие призвания, то есть систематической обязанности к упорному труду, к бережливости и самодисциплине. Материальное вознаграждение при этом не должно употребляться лично, следует его экономить и повторно вкладывать в дело. Тогда труд приобретал черты своеобразного мирского аскетизма. Коммерческий успех указывал индивидууму, что он находится под опекой Бога, что Бог взирает на его или её усилия с благосклонной улыбкой. Именно эти качества требовались для успеха в недавно появившейся экономике капитализма, и Вебер с полным на то основанием определил данное сочетание как «дух капитализма». Поэтому описанная кальвинистская практика должна была формировать ядро нового класса — капиталистов. Вебер предполагал, что с затуханием прямого влияния религиозного мировоззрения протестантская этика остаётся в общественном сознании именно как «дух капитализма».

Теории Вебера, выдвинутые в 1905 году, широко распространились, нашли убежденных сторонников, а также критиков. Главная работа Таунли о религии и становлении капитализма была издана в 1926 году. Таунли в основном соглашался с М. Вебером, хотя меньше акцентировал причинные отношения между протестантством и капитализмом и не такое большое значение придавал кальвинизму. Он указал, что современный капитализм возник задолго до протестантской реформации; в качестве примеров появляющегося капитализма он приводил такие коммерческие центры XV века, как Венеция, Флоренция и Фландрия. Согласно Таунли, появляющийся средний класс стал тяготеть к новым протестантским сектам благодаря устоявшейся тесной связи господствующих церквей — римско-католической на континенте и англиканской в Англии — со старой землевладельческой аристократией. Поэтому протестантизм и капитализм развивались рядом, без «порождения» одного другим.

Идея протестантской этики оказала существенное влияние на историю, социологию и политическую науку XX века. Например, национализм и социализм некоторыми учеными рассматриваются как светская этика, определяющая типы экономического развития. Другие теоретики указывают на относительное снижение капиталистического экономического влияния в Соединенных Штатах и Великобритании, что происходит, как они считают, в результате ухудшения протестантской этики в сознании народов этих стран. Влияние идей М. Вебера не коснулось советских («марксистско-ленинских») обществоведов, которые видели в концепции М. Вебера «идеализм» и потому с порога отвергали.

Веберовская концепция протестантской трудовой этики убедительно обосновывает последовавшую с конца XIX века серию буржуазных революций в Европе и объясняет, как религиозная реформация подготовила наступление Нового времени.

Вопросы для самопроверки