logo search
История зарубежного ИЗО

6 Билет. Греческая архаика. Греческая классика. Скульптура и вазопись.

Архаический период (7-6 в. до н.э.)

Это период сложения рабовладельческой демократии. Формируются города-государства – полисы. Основным строительным материалом становится камень.

Появляются два основных ордера (порядок) в архитектуре - дорический и ионический. Отличия между ордерами в соотношении несущего и несомого. Дорический орден более массивный, подобный мужской фигуре; ионический - более изящный, подобный женской фигуре.

Скульптура

Развитие гимнастического воспитания, Олимпийские игры, сама жизнь формирует в сознании греков идеал красоты. Это нашло отражение в статуях обнаженных юношей, которые могли изображать и богов, и людей. Их называли куросами (в переводе означает «юноша»).

Скульптуры оставляют ощущение покоя, монументальности. Уголки губ на лицах чуть приподняты, что создает так называемую «архаическую улыбку». Изображение волос декоративно. Руки прижаты к телу. Это обусловлено технологией изготовления скульптуры из единой, ограниченной по размерам каменной глыбы. Мастер придавал глыбе четырехгранную форму, затем наносил рисунок будущей фигуры. Постепенно куросы перестают быть упрощенными и стилизованными, начинают появляться реальные анатомические особенности тела.

Во второй половине VI в. до н.э. на острове Самос, а затем и в других городах Эллады появляются первые бронзовые скульптуры. Женские изображения – коры.

На переходе от архаики к классике существовала фигура Дельфийского возничего, который дошел до современности в оригинале. С лица уходит "архаическая улыбка", глаза были инкрустированы, анатомия рук и ног соблюдена, однако одежды прямые и все еще напоминают колонну своими складками (подобно конилюрам).  Также известна скульптура в честь тираноубийц - это считается первой не-сакральной скульптурой, а гражданской, "светской". Поза более динамическая, хотя все еще тяготеет к статике. На рубеже 6-5 создаётся скульптурная композиция на фронтоне храма Афины Афайи с острова Эфины. Предположительно, сюжет фронтона - троянская война. Афина, стоящая посередине фронтона, статична, однако войны вокруг нее уже близки к динамике. Кроме того, интерес фронтона в том, что скульптуры на нем - круглые.

Афины становятся центром культуры.

Вазопись

Вазопись развивается в городах Коринф и в Афинах.

В вазописи орнаменту уделяется меньше места, чем сюжетным изображениям. Складываются стили вазописи:

- Ковровый (тяготеет к изображениям животных, птиц; фон у ваз белый, фигуры обычно черные или красные, а между фигур обязательно пространство украшается узорами ("страх пустого пространства"); фигуры часто вписаны в фризы)

- Чернофигурный

- Краснофигурный

В краснофигурных вазах мифологические сюжеты уступают место жанровым сценам. До нас дошли имена некоторых мастеров вазописи: Евфроний, Евфимид. В Афинах же прото-аттический стиль формируется, который тяготеет к изображению человека и мифологических сюжетов; орнамент более геометризирован; фон ваз красный, а фигуры черные; пространство между фигур заполняется, но не так обильно, как в коринфском стиле. Расписанные вазы использовались только на симпосиях или в ритуалах, обычную же посуду не расписывали.  Классический период (5-4 в. д.н.э.): 

Ранняя классика: Фронтон храма Зевса в Олимпии, на котором изображена битва лапифов с кентаврами, где в центре также стоит фигура судящего бога - Аполлон в данном случае. В отличие от более ранних скульптур и фронтонов, на лицах героев появляются эмоции - боль, злоба, ярость; складки на скульптурах уже не напоминают конилюры, они обтекают тело, изображенное, кстати, анатомически верно.  Второй фронтон этого же храма изображает создание Олимпийских игр. В центре - Зевс, а по бокам от него Эномай и Пелопс, причем оба стоят в позе, которая потом будет названа "контрапостом" - естественной позе, когда вес тела смещен на одну ногу.  В период ранней классики работал скульптор Мирон, известный своей скульптурой дискобола (нам известна только римская мраморная копия). Скульптура анатомична, лицо героя серьезно и сосредоточено. Кроме дискобола Мирон создал скульптурную композицию Афины и Марсия. Почти во всех скульптурах архаики и классики прослеживается единый мотив борьбы хаоса и порядка, хтонических чудищ и героев. Также греки любят изображать "последний момент" - дискобол, собирающийся метнуть диск; Марсий, поднявший флейту; Эномай и Пелопс, готовые к состязанию. Это всегда еще не само действие, но мгновение перед ним.