logo search
Культурология

1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии

Бесконечная сложность и многообразие культуры в её действительности предопределяет существенную неоднозначность предмета культурологии (см. ниже «Модель культуры», «Типология культуры»). Поэтому возникают различные версии культурологии: «семиотическая» (Ю. Лотман), «литературоведческая» (С. Аверинцев), «диалогическая» (В. Библер), «историческая» (Л. Баткин, А. Гуревич) и др. Изучаются самые различные аспекты, явления и процессы культуры.

Однако познание всегда начинается с фиксации и рассмотрения отдельных явлений.

Познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры становится важнейшей задачей теории культуры; описание процесса изменений целостной культуры как её истории есть цель культурологии при познании действительности культуры. И здесь предмет культурологии практически совпадает с предметом культурной антропологии, социальной антропологии и других антропологических дисциплин. На уровне действительности осуществляется сравнительный анализ («компаративистское исследование») особенностей культуры в различных обществах, становится возможно социально-инженерное использование данных и выводов культурологии, то есть прикладная культурология.

Предмет культурологии можно выделять на основании того, что культура осуществляет регуляцию социальной практики и взаимодействий между людьми. Тогда предметом культурологии на уровне действительности в первом приближении будет «сложный функциональный комплекс средств и механизмов взаимопонимания и взаимосогласования процессов жизнедеятельности людей» (А.Я. Флиер), прежде всего ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие всякую социальную практику и в особенности взаимодействие и взаимопонимание между людьми. Можно согласиться с утверждением, что культура существует как сеть взаимодействий в обществе, в которой важнейшее значение имеют ценности и смыслы, как непрерывное упорядочение, становление (см., например: Чернявская Ю.В., 2004).

Это также указывает на междисциплинарный характер культурологии как отрасли знания. Предмет культурологии возникает как бы на пересечении предметов социологии культуры и философии истории, философии культуры.

Поэтому культурология использует методы истории, археологии, этнографии, религиоведения, языкознания, истории науки, философии и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Важную роль при этом играет системный, структурный, системно-структурный и структурно-функциональный подходы. Многие культурологические исследования используют методы и подходы семиотики, аксиологии, даже философии. Прикладная культурология находится на стыке фундаментальной культурологии с экономикой, политологией, юриспруденцией, социологией, психологией, педагогикой. Методы этих наук, включая эксперимент, наблюдение, опросы всех форм, тестирование и т.д., также используются в культурологии для того, чтобы исследовать культурные процессы и разрабатывать проекты целенаправленного воздействия на культурно-ценностные установки людей.