4.8. Философская и научная культура
В период классического средневековья западноевропейские философы (все они были профессиональными теологами, или богословами) и ученые получили возможность читать, поначалу в арабских переводах, сочинения античных греческих и эллинистических философов. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика («школьная» философия, от греч. «схоластикос» — школьный). Схоласты исходили из тезиса, что «вечная истина» содержится в Библии и комментариях к ней, написанных отцами церкви (сверхъестественное знание, «откровение»), а также в работах Платона и особенно Аристотеля (естественное знание) и комментариях к ним позднеантичных и арабских философов. Эту истину схоласты и пытались «извлечь», сделать доступной, анализируя и толкуя древние тексты. При этом они широко применяли логику, рациональные рассуждения, используя при анализе противоречащих тезисов и значений опыт римского права.
Самые известные представители схоластики — Ансельм Кентерберийский, Абеляр (ранняя схоластика, XI-XII вв.), Альберт Великий и Фома Аквинский (зрелая схоластика, XII-XIII вв.), Дунс Скотт, Оккам и Роджер Бэкон (поздняя схоластика, XIII-XIV вв.). В конце концов схоластика выродилась в бессодержательные формальные рассуждения, оторванные от реальности.
Схоласты, настаивая на главенстве религиозных до;´гматов («философия есть служанка богословия»), разработали виртуозную технику анализа текстов, выявления смыслов и различий между ними. Поздняя схоластика указывала на важность человеческой воли, предлагала применять для постижения истины математику, эксперименты (Р. Бэкон). Было сформулировано требование гармонии разума и веры. Всё это подготовило дальнейшее развитие науки.
В собственно научной культуре наиболее заметна в средние века была алхимия, древнее искусство, посвященное преимущественно поискам субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Поначалу попытки достичь этой цели были сугубо эмпирическими, но начиная с IV века н.э. начинают решительно преобладать астрология, магия и колдовские ритуалы. Алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии.
Итальянский философ-схоласт Фома Аквинский, каталанский священник Раймонд Луллий, бенедиктинский монах Бэзил Валентин (работавшие в XV веке) также много сделали для будущего прогресса химии, хотя и оставаясь в рамках алхимических подходов, своими открытиями использования мышьяка, получения амальгам, возгонки винного спирта, или этилового алкоголя. Наиболее знаменит был швейцарский алхимик XVI века Филиппус Парацельс.
Вместе с тем в средние века некоторые увлеченные люди продолжали астрономические наблюдения, занятия математикой, медициной, систематизацию знаний о Земле, растениях, животных, хотя уровень этих занятий был весьма невысок.
В Средние века имели место впечатляющие изменения в технологии. Особенно сильными, буквально поразительными, они были в эпоху Возрождения. Усилия повысить продуктивность сельского хозяйства; развитие оружия, возрастающее умение использовать порох; интенсивное использование морских судов и совершенствование искусства навигации, включая использование телескопов; весь ряд механических искусств Средних веков и Ренессанса, таких, как архитектура, инженерное дело, оптика, конструирование ручных и башенных часов — все это заслуживает самой высокой оценки.
Ко времени Коперника и Галилея в XVI веке существовал достаточно широкий фундамент физических наук, в значительной степени эмпирический, но без тех теоретических усложнений, с помощью которых может быть построено здание современной физической науки.
В средневековой медицинской школе и в среде художников Ренессанса велись эмпирические исследования человеческого тела, которые установили основания физиологии.
Самым, пожалуй, парадоксальным результатом средневековой научной культуры является возникновение на базе схоластических методов и иррациональной христианской догматики новых принципов познания и обучения. Пытаясь найти гармонию веры и разума, соединить иррациональные догмы и экспериментальные методы, мыслители в монастырях и духовных школах постепенно создавали принципиально новый способ организации мышления — дисциплинарный. Наиболее развитая наука той поры, теология, приобрела впервые в духовной практике все характерные черты научной дисциплины.
Именно теологи, обсуждая проблемы синтеза языческой рациональной философии и христианских библейских принципов, нащупали те формы деятельности и передачи знаний, которые оказались наиболее эффективны и необходимы для возникновения и становления современной науки: принципы обучения, оценки, признания истины, которые используются в науке и сегодня. «Диссертация, защита, диспут, звание, сеть цитирования, научный аппарат, объяснение с современниками с помощью опор - ссылок на предшественников, приоритет, запрет на повтор-плагиат, - все это появилось в процессе воспроизводства духовных кадров, где обет безбрачия вынуждал использовать «инородные» для духовной профессии подрастающие поколения» (Петров М.К., 1978, с. 115).
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126