logo search
Культурология

4.8. Философская и научная культура

В период классического средневековья западноевропейские философы (все они были профессиональными теологами, или богословами) и ученые получили возможность читать, поначалу в арабских переводах, сочинения античных греческих и эллинистических философов. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика («школьная» философия, от греч. «схоластикос» — школьный). Схоласты исходили из тезиса, что «вечная истина» содержится в Библии и комментариях к ней, написанных отцами церкви (сверхъестественное знание, «откровение»), а также в работах Платона и особенно Аристотеля (естественное знание) и комментариях к ним позднеантичных и арабских философов. Эту истину схоласты и пытались «извлечь», сделать доступной, анализируя и толкуя древние тексты. При этом они широко применяли логику, рациональные рассуждения, используя при анализе противоречащих тезисов и значений опыт римского права.

Самые известные представители схоластики — Ансельм Кентерберийский, Абеляр (ранняя схоластика, XI-XII вв.), Альберт Великий и Фома Аквинский (зрелая схоластика, XII-XIII вв.), Дунс Скотт, Оккам и Роджер Бэкон (поздняя схоластика, XIII-XIV вв.). В конце концов схоластика выродилась в бессодержательные формальные рассуждения, оторванные от реальности.

Схоласты, настаивая на главенстве религиозных до;´гматов («философия есть служанка богословия»), разработали виртуозную технику анализа текстов, выявления смыслов и различий между ними. Поздняя схоластика указывала на важность человеческой воли, предлагала применять для постижения истины математику, эксперименты (Р. Бэкон). Было сформулировано требование гармонии разума и веры. Всё это подготовило дальнейшее развитие науки.

В собственно научной культуре наиболее заметна в средние века была ал­хи­мия, древ­нее ис­кус­ст­во, по­свя­щен­ное пре­иму­ще­ст­вен­но по­ис­кам суб­стан­ции, ко­то­рая мог­ла бы пре­вра­щать обыч­ные ме­тал­лы в зо­ло­то или се­реб­ро и слу­жить сред­ст­вом бес­ко­неч­но­го про­дле­ния че­ло­ве­че­ской жиз­ни. По­на­ча­лу по­пыт­ки дос­тичь этой це­ли бы­ли су­гу­бо эм­пи­ри­че­ски­ми, но на­чи­ная с IV ве­ка н.э. на­чи­на­ют ре­ши­тель­но пре­об­ла­дать ас­т­ро­ло­гия, ма­гия и кол­дов­ские ри­туа­лы. Ал­хи­мия бы­ла во мно­гих от­но­ше­ни­ях пред­ше­ст­вен­ни­цей со­вре­мен­ной нау­ки, осо­бен­но хи­мии.

Италь­ян­ский фи­ло­соф-схо­ласт Фо­ма Ак­вин­ский, ка­та­лан­ский свя­щен­ник Рай­монд Лул­лий, бе­не­дик­тин­ский мо­нах Бэ­зил Ва­лен­тин (ра­бо­тав­шие в XV ве­ке) так­же мно­го сде­ла­ли для бу­ду­ще­го про­грес­са хи­мии, хо­тя и ос­та­ваясь в рам­ках ал­хи­ми­че­ских под­хо­дов, свои­ми от­кры­тия­ми ис­поль­зо­ва­ния мышь­я­ка, по­лу­че­ния амаль­гам, воз­гон­ки вин­но­го спир­та, или эти­ло­во­го ал­ко­го­ля. Наи­бо­лее зна­ме­нит был швей­цар­ский ал­хи­мик XVI ве­ка Фи­лип­пус Па­рацельс.

Вместе с тем в средние века некоторые увлеченные люди продолжали астрономические наблюдения, занятия математикой, медициной, систематизацию знаний о Земле, растениях, животных, хотя уровень этих занятий был весьма невысок.

В Средние века имели место впечатляющие изменения в технологии. Особенно сильными, буквально поразительными, они были в эпоху Возрождения. Усилия повысить продуктивность сельского хозяйства; развитие оружия, возрастающее умение использовать порох; интенсивное использование морских судов и совершенствование искусства навигации, включая использование телескопов; весь ряд механических искусств Средних веков и Ренессанса, таких, как архитектура, инженерное дело, оптика, конструирование ручных и башенных часов — все это заслуживает самой высокой оценки.

Ко времени Коперника и Галилея в XVI веке существовал достаточно широкий фундамент физических наук, в значительной степени эмпирический, но без тех теоретических усложнений, с помощью которых может быть построено здание современной физической науки.

В средневековой медицинской школе и в среде художников Ренессанса велись эмпирические исследования человеческого тела, которые установили основания физиологии.

Самым, пожалуй, парадоксальным результатом средневековой научной культуры является возникновение на базе схоластических методов и иррациональной христианской догматики новых принципов познания и обучения. Пытаясь найти гармонию веры и разума, соединить иррациональные догмы и экспериментальные методы, мыслители в монастырях и духовных школах постепенно создавали принципиально новый способ организации мышления — дисциплинарный. Наиболее развитая наука той поры, теология, приобрела впервые в духовной практике все характерные черты научной дисциплины.

Именно теологи, обсуждая проблемы синтеза языческой рациональной философии и христианских библейских принципов, нащупали те формы деятельности и передачи знаний, которые оказались наиболее эффективны и необходимы для возникновения и становления современной науки: принципы обучения, оценки, признания истины, которые используются в науке и сегодня. «Диссертация, защита, диспут, звание, сеть цитирования, научный аппарат, объяснение с современниками с помощью опор - ссылок на предшественников, приоритет, запрет на повтор-плагиат, - все это появилось в процессе воспроизводства духовных кадров, где обет безбрачия вынуждал использовать «инородные» для духовной профессии подрастающие поколения» (Петров М.К., 1978, с. 115).