Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
С рационализацией торговли, с расфасовкой товаров связано и по-явление фирмы «Тетра-пак». В 1952 фирма начинает выпуск молоч- ных пакетов в виде тетраэдров вместо привычных молочных бутылок.
В 1990-х повсеместно эта технология начала применяться ко всем видам жидких продуктов. Тетраэдры сменились прямоугольными объемами.
Вещи для всех высокого качества и недорогие — вот этический принцип скандинавского дизайна. Промышленность — лишь средство реализации этого принципа. Отсюда понятен и современный феномен фирмы IKEA.
В 1943 Ингвар Компрад организует специали-зированный магазин, доставляющий товары по почте.
В 1951 был издан первый каталог фирмы, а в 1952
на мебельной выставке товары произвели сенсацию.
От торговли по каталогу IKEA в 1965 переходит
к сети магазинов.
Принцип «Сделай сам» исповедовался с момента основания компании. Его реализация требовала совершенно особого характера мебельного производства. Была разработана предельно рационализированная и стандарти-зованная мебель, которая легко собиралась из модулей даже непрофессионалом.
IKEA заключила ряд договоров с фирмами о поставке серий товаров для жилища: мебели, текстиля, светильников, посуды. Среди дизайнеров, веши которых делаются по заказу IKEA, — Тапио Вирккала, Вико Магистретти, Томас Эриксон (стул на колесиках и Ε-образная полка), Эрик Санделл (шкафы на колесиках, стулья).
Девизы фирмы: «Мы не перевозим воздух» (все товары в плоских упаковках, которые легко штабелировать и перевозить); «Мы не храним на складе» (фактически магазин — это и есть склад, открытый для доступа покупателей, где каждый сам выбирает товар); «Мы делаем прочно» (качество изготовления и качество дизайна — часть престижа фирмы).
Для открытой в России сети магазинов IKEA 15% заказов выполняются на российских предприятиях.
Фактически функционализм — движение двухстороннее. С одной стороны — это подход дизайнера, максимально думающего, заботя- щегося о потребителе. С другой — доверие потребителя к дизайну, согласие с теми моделями образа жизни, которые предлагает дизайнер.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: