Раздел II
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 1.
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Первобытное общество — самый длительный период в истории человечества по шкале абсолютного, астрономического времени: первые найденные археологами орудия из камня были изготовлены около 2,7 миллиона лет назад. Наша, начинающаяся от Рождества Христова, эра длится чуть больше 2 тысяч лет — менее 0,1 процента от этого периода. Практически 99% своей истории люди прожили именно в первобытном обществе.
Основные черты первобытной культуры
Специфика первобытной культуры определяется тремя главными обстоятельствами. Во-первых, необычайной примитивностью всего хозяйствования, применяемых технологий. Во-вторых, полным отсутствием знаний о причинно-следственных связях в мире — тех знаний, которые доставляет наука — при очень хорошем знании о явлениях природы на чувственном уровне. Наконец, в-третьих, тем, что интеллект первобытных людей не уступал нашему, так же как и совокупность их потенций. Именно это последнее позволило древнейшим людям сделать важнейшие изобретения, без которых дальнейшее развитие культуры, человека, человечества было бы невозможно: жилище, одежда, овладение огнём, приручение животных, земледелие и т.п. Нелишне напомнить, что основы религиозных представлений — вера в загробную жизнь — появились ещё у неандертальцев, до начала палеолита. Это как раз свидетельствует о могучем творческом воображении и фантазии людей каменного века, равно как и о непреодолимой тяге к познанию мира.
Важнейшей особенностью первобытной культуры был так называемый синкретизм. Это значит, что в древнейшей культуре не было никакой идущей от социума специализации, не было специалистов. Каждый член первобытного рода выполнял все необходимые для жизни виды деятельности. Недифференцированным было поэтому сознание и всё мировосприятие. Люди не выделяли себя из природы, воспринимали себя как часть целостного мира. Это подтверждается результатами многочисленных этнологических, антропологических исследований. Культурантропологи изучили картины мира многих племён и народностей, живущих сегодня в условиях каменного века, рассматривая их как своеобразные модели сообществ древних людей. Синкретизм присущ культурам всех таких народностей и племён.
Именно синкретизм лежит в основе первых попыток объяснить мир. Они основывались на мышлении по аналогии, на уподоблениях. Синкретично воспринимавшие мир неандертальцы рассматривали всё, что их окружало, как простое механическое продолжение или расширение собственной группы, рода. Мир един, однороден, а значит, всё, что в мире есть, воспринимается как некие группы, роды;´, просто отдельные люди, только имеющие другой облик. В остальном, кроме внешнего вида, они похожи на людей — имеют душу, общаются друг с другом и со всем миром на своём языке, подобно людям в первобытном роде. Такое мировоззрение называется анимизмом.
Отсюда следуют многие важные обстоятельства.
С помощью анимизма можно объяснять происхождение в далёком прошлом отдельных родов и племён от фантастического первопредка, которым чаще всего оказывалось какое-либо животное или даже растение. Такого мифического прародителя принято называть тотемом, а соответствующее мировоззрение — тотемизмом. Тотемные животные и/или растения становились объектами культа.
Точно так же оказывается возможным воображать, что отдельные деревья, реки, источники, камни, горы, рощи и т.п. тоже одушевлены и обладают возможностями влиять на события в мире, в жизни людей. Такие предметы, с которыми обращаются как с живыми и, более того, как со священными, называют фетишами, а соответствующее мировоззрение — фетишизмом.
Таково же происхождение и ещё одной обязательной составляющей первобытного менталитета — так называемой магии (см. выше). Синкретическое мироощущение не может не быть магическим: если силы, явления и процессы природы воспринимаются как своеобразные люди, значит, с ними можно договариваться и использовать, применяя соответствующие процедуры.
Анимизм и вера в магию прямо ведут к возникновению символов, мифов и мифологии (см. выше), а также системы табу — запретов на определённые действия, формы поведения, виды пищи и т.п. и ритуалов. Табу и ритуалы выражали мировоззрение, определяли менталитет первобытного общества. Они определяли основные формы общественного бытия, социальных отношений, они связывали человека с окружающим миром. Архаические ритуалы тоже были синкретичны, они объединяли песнопения, танец и магические заклинания — прообраз молитвы. В то же время они выполняли и некоторую обучающую функцию.
Западноевропейские исследователи мифа, следовавшие греческой традиции философствования, давно отметили, что миф есть форма познания мира. Такое, с помощью мифов, познание возможно как раз в условиях крайне ограниченного рационального знания о мире и о сущностных связях между его явлениями, процессами. В отсутствие истинных знаний человек первобытного общества заменял их воображаемыми, фантастическими, которые органично включали в себя анимистические, фетишистские и тотемистические представления. Столь же органично и необходимо возникали и воспринимались при этом магические взгляды и процедуры, неразрывно связанные с мифами и мифологической картиной мира.
Мифы развиваются и совершенствуются по мере развития культуры; в конце концов на их основе возникают первые религиозные системы.
Наиболее широко известна система мифов, созданных в античной Греции. Итальянский ученый Дж. Вико предлагал различать в развитии греческого мифа и религии четыре стадии. На первой природа обожествляется: гром и небеса становятся Зевсом, море — Посейдоном. На второй стадии боги появляются в результате освоения, одомашнивания сил природы: Гефест, бог огня, Деметра, богиня плодородия (зерна). На третьей стадии боги воплощают гражданские институты и проявления цивилизации: Гера, например, персонифицирует институт брака. Четвертая стадия выражена в тотальном очеловечивании богов, что отчетливо видно у Гомера.
Наконец, первобытный синкретизм и магия приводят к возникновению изобразительной деятельности, которая впоследствии породила искусство. Ещё в палеолите люди начали изготавливать фигурки женщин — чаще всего без лица, с едва намеченными руками и ногами, иногда и без головы, но с гипертрофированным натуралистически-точным изображением всего, связанного с продолжением рода. Эти фигурки часто называют «палеолитическими Венерами», им по 20-30 тысяч лет. Первобытные художники исполняют росписи в пещерах Ласко, Нио, Альтамира (южная Франция и Испания), Каповой (Южный Урал), на которых изображены животные. В пещере Монтеспань в Пиренеях найдена глиняная фигура медведя без головы. Она вся истыкана, в неё много раз втыкали круглые палки, видимо, дротики. Фигура окружена сохранившимися на глиняном полу следами босых человеческих ног. В пещере Тюк д'Одюбер находятся две глиняные скульптуры бизонов, также в окружении отпечатков босых ног. Предполагается, что вокруг этих фигур первобытные охотники совершали магические обряды с целью заколдовать объект будущей охоты. Изображение было как бы самим животным, вернее, его духом, фактически символом; после магических обрядов само животное на охоте должно было позволить убить себя. Магические обряды представляли собой танец, имитирующий охоту. В глиняное изображение животного бросали дротики и поражали его луками, затем имитировали снятие шкуры и разделку туши. Нечто подобное антропологи наблюдали у современных примитивных племён.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126