5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
13-14вв.- проторенессанс или предвозрожденние; 15в.- кватроченто или раннее возрождение; кон. 15- пер. пол.16в. высокое возрождение; 16в. -маньеризм ,позднее возрождение. Смысл культуры возрождения провозглосила высшей ценностью человека. Идеологами возрождения были гуманисты - приверженцы "человеческого знания". В архитектуре раннего возрождения - сочетание традиционного строительного опыта с античной ордерной системой; в скульптуре - свободностоящая круглая статуя.
Брунеллески Филиппо (1377–1446) архитектор, инженер, математик, создатель научной перспективы. Возвел в1417-1446 г купол флорентийского собора - легкий стрельчатый шатер на восьми реберном каркасе – первый крупный памятник ренессансного зодчества. В здании Воспитательного дома Брунеллески вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью. В Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо, центрической капелле Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, базиликальных церквях Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, центральной части палаццо Питти Брунеллески. Одним из первых творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему.
Альберти Леон Баттиста (1404–1472), ученый, архитектор, писатель и музыкант. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. В архитектурном творчестве А. тяготел к смелым, экспериментальным решениям. Он разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б.Росселлино по планам Альберти). Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, Альберти впервые применил волюты. А в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сант-Андреа в Мантуе использовал мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад, что стало важным шагом в освоении мастерами Возрождения античного наследия. Построенная Альберти церковь Сан- Себастьяно замечательна четкой сложенностью форм, что позволяет судить о удивительном чувстве объема.
Донателло (около 1386–1466) Одним из первых в Италии Донателло творчески осмыслил опыт античной пластики и пришел к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры – свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, “живописного” рельефа. В творчестве Донателло воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых выразительных средств, глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее конкретных проявлений, стремление к возвышенному обобщению и героической идеализации. Ранние произведения мастера отмечены готической скованностью форм. Однако уже статуя Св.Марка для фасада церкви во Флоренции отличается силой и спокойным величием. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Св.Георгия для той же церкви. Своеобразную галерею портретных образов представляют собой статуи пророков для флорентийского собора. В “живописных” рельефах (“Пир Ирода” на бронзовой купели сиенского баптистерия; рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции) он создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы. Отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша, в котором использованы античный по форме саркофаг и ордерное обрамление; алтарь “Благовещение” с пышным декором; певческая трибуна флорентийского собора; статуя Давида (бронза) – первое изображение нагого человеческого тела. Донателло создал первый светский монумент– конный памятник кондотьеру Гаттамелате (напоминает римскую статую Марка Аврелия) и скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио, украшенный рельефными сценами, исполненные во Флоренции. В произведениях Донателло экспрессивно отмечены чертами духовного надлома (группа «Юдифь и Олоферн»).
Палладио Андреа (1508-1580), итальянский архитектор. Работал в Венеции. Искусство Палладио, основанное на глубоком изучении античного и ренессансного зодчества. Уже в ранних постройках (Базилика в Виченце) Палладио сочетал римское величие и представительность с венецианской свободой и богатством декора. Многочисленные палаццо, созданные в Виченце, обычно представляют собой кирпичные постройки с оштукатуренными фасадами; ордерная система их декора служит для Палладио материалом для многообразных композиционных вариаций. Он добивался естественной связи фасада с планом, те. здания в целом - с городской средой. В церковном зодчестве (венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе) Палладио сумел соединить мотив античного портика на фасаде с архитектурным типом базилики . Одним из первых он создал проект театрального здания нового времени (театр Олимпико в Виченце).
Гиберти Лоренцо (около 1381– 1455), скульптор и ювелир. Работал во Флоренции, а также в Сиене, Венеции и Риме. В ранних произведениях Гиберти (рельефы северных дверей баптистерия во Флоренции) еще сохраняется готическая орнаментальность, соединенная с ювелирной тонкостью. Некоторая стесненность их композиции объясняется как следованием традициям средневековой пластики, так и специфической формой рельефов, заключенных в четырехлепестковые обрамления. В зрелый период творчества под влиянием Донателло и Брунеллески, используя античное искусство и перспективы; Гиберти создал отмеченные богатством тонких пластических решений в изображении человеческих фигур и их окружения рельефы восточных дверей флорентийского баптистерия с многофигурными композициями на библейские сюжеты. Виртуозное владение материалом, использование тончайших градаций высоты рельефа придают им мягкую живописность и пространственную глубину, сообщают легкость и изящество их ритмическому строю. Гиберти принадлежат также статуи Св.Иоанна Предтечи, Св.Матфея и Св.Стефана в церкви Орсанмикеле во Флоренции.
Донато Браманте — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства - базилика Святого Петра в Ватикане. Испытал влияние художников Пьеро делла Франчески и Лучано Лаураны. Встретился с Леонардо да Винчи, чьи идеи в области градостроительства оказали на него большое влияние.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. Он возвёл несколько зданий, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
Рим, Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Петра в Ватикане и успел возвести храм до высоты арок. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера и Сан Дамазо . Другие выдающиеся работы — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио, внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия.
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.