logo search
bilety_po_vostokoved

Билет №5 Основные задачи и понятия текстологии.

Текстология изучается критическим изучением текста – особенно письменных памятников – культурный и исторический интерес. «Критическое» - стремление выявить историю памятника, а не его недостатки, и выделение в нем того, что принадлежит автору, и то, что привнесено переписчиком. Для понимания историко-культурных процессов, связанных с данным памятником. Для решения задач – важна информация об авторе с биографией, об эпохе создания, об истории самого памятника, о его восприятии в разных культурах, о связи с другими памятниками. Ошибки редакторов тоже интересны. Для получения этой информации нужны источники по истории, литературоведению, искусствоведению, психологии, социологии, антропологии, истории книгопечатания и техники. При описание памятника текстолог дает виды информации: название, имя автора, время написания, имя редактора/переводчика, тип материала, количество страниц, художественные элементы, иллюстративные материалы, характеристику всех отметок, характеристику переплета, постатейное описание. Среди рукописных памятников различают черновик, беловик, копию, редакцию, извод, архетип. Черновик – разные этапы работы над рукописью (исправления, вставки, вычеркивания). Беловик – текст без помарок, следов правки, копия, переписанная набело. Копия – текст, списанный с оригинала. Редакция – сознательная попытка внести в текст содержательные изменения. Извод – группа памятников, для которых характерны особенности, объясняемые местностью, где появились эти рукописи, родным языком переписчика, локальными традициями, стилистическими нормами общества, к которому принадлежит писец и т.д. Рецензия – перепись документа. Архетип – текст памятника, к которому восходят все списки данной рукописи. Обычно это 1 из сохранившихся списков памятника – исконная или ранняя версия памятника. Также не прост вопрос об авторе памятника – писец не воспринимает себя как индивидуального автора рукописи – он представитель соответствующего сословия.

Текстология изучает историю возникновен. и судьбу текста, критически – стремелние выявить недостатки, выяснение достоверности (Библия переписывалась)

Важна информация об авторе(биография), эпоха создания, история памятника

Для такой информ. Нужны источники (историч., литературов., психолог., социолог…..)

При описании: время напис., название, автор, имя переводчика…

Различают черновик, беловик (копия набело), копию, редакцию(содержат. Изменения), извод( особенности местности), рецензия (перепись), архетип (Текст, к которму восходят все списки рукописи)

Писец – представитель сословия, а не индивидуум