logo search
История зарубежного ИЗО

42. Искусство стран Западной Европы начала XIX в. Эпоха романтизма в Англии и Германии. Блейк, Тернер

Историческими вехами, определяющими развитие западноевропейского искусства середины XIX столетия, были европейские революции 1848 — 1849 гг. и Парижская Коммуна 1871 г. В наиболее крупных капиталистических странах происходит бурный рост рабочего движения. Возникает научная идеология революционного пролетариата, создателями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Подъем активности пролетариата вызывает бешеную ненависть буржуазии, объединяющей вокруг себя все силы реакции. С революциями 1830 и 1848 — 1849 гг. связаны наивысшие достижения искусства, основными направлениями которого в этот период были революционный романтизм и демократический реализм. Самыми яркими представителями революционного романтизма в искусстве середины XIX в. были французский живописец Делакруа и французский скульптор Рюд.  Теодор Жерико

Первая его большая работа — «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» (1812, Лувр, Париж) — говорила о том, что в искусство пришел крупный мастер колорита. Полотно Жерико свидетельствовало о возникновении нового направления в европейском искусстве, получившего название романтизм. Самое значительное его полотно, над которым он работал в 1818 — 1819 гг., — «Плот Медузы» (Лувр, Париж) в меньшей степени отвечает особенностям романтизма, чем «Офицер конных егерей».. И это проявляется не столько в сюжете, сколько в трактовке темы, в изобразительном языке. Желая подчеркнуть мужество людей, победивших смерть, Жерико обращается к уравновешенной композиции в духе классицизма, сознательно приглушает цветовую гамму.  Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

(1798 — 1863)

Его творчество может быть разделено на два периода. В первый — художник близок к действительности, во второй — постепенно отходит от нее, ограничиваясь сюжетами, почерпнутыми из литературы, истории, мифологии. Джозеф Мэллорд Уильям Тернер

(1775 — 1851) романтик

Второй выдающийся представитель английского пейзажа изображал природу в какие-то необычные моменты. Художник привносит в ее трактовку значительную долю фантазии, романтических преувеличений. Так, например, в пейзаже «Последний рейс корабля «Отважный» (1838, Национальная галерея, Лондон) Тёрнер изображает красавец парусник, ведомый на слом маленьким энергичным буксиром. Тёрнер сожалеет об уходящем, воплощением которого является старый корабль. Мягкая, размытая палитра художника, световые эффекты оказали влияние на последующие поколения пейзажистов.

Каспар Давид Фридрих В еще большей степени, чем Тернер, отдал дань романтизму немецкий пейзажист Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840). Изображаемые художником мотивы — восход луны над ночным морем, запорошенное снегом кладбище, одинокий крест в горах — настраивают зрителя на грустный лад. Вводимые в картины фигурки людей, бездеятельных, исполненных созерцательности, подчеркивают величие природы. Пейзажи Фридриха, тонко передающие эффекты восходов и заходов, лунный свет, очень субъективны по настроению, исполнены подчас разочарования и пессимизма. Эти черты в целом характерны для немецких художников-романтиков. Жившие в разобщенной, стоявшей в ту пору в стороне от революционного движения Германии, живописцы не смогли подняться до бунтующего, исполненного героики романтизма, который пронизывал творчество великого французского романтика Делакруа.