16. Вхутемас и вхутеин
Вхутемас
В первом десятилетии ХХв. живописного авангарда неуклонно двигался в сторону беспредметности. Возникло несколько направлений беспредметного творчества.
- 1-й представитель Кандинский - абстрактная беспредметная живопись как продолжение форм прежнего искусства.
- 2-й Владимир Татлин и Малевич
Супрематизм Малевича (супримация-превосходство) термин создан для определения абстрактной композиции. Супрематизм — высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или "супремовидным"). Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин (39 или больше) с изображением геометрических абстракций, включая знаменитый "Черный квадрат" на белом фоне, "Черный крест" и др., выставленных на петроградской футуристической выставке "ноль-десять" в 1915 г. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название супрематизм, хотя сам Малевич относил к нему и многие свои работы 20-х гг., Движение игнорировало реальное изображение предмета.
- протест натурализму-геометризация форм
- чистые локальные цвета – сторонники Малевича сводили исскуство к несколько формальным фигурам
Супрематизм был в виде орнамента, декора, плакаты, ткань, посуда….
Большую роль сыграло творчество Лисицкого. В плеяде "первых лиц" русского авангарда место Лазаря Михайловича Лисицкого по-своему уникально. Он не был открывателем и проповедником системы (таким, как Казимир Малевич или Владимир Татлин), но являлся, скорее, популяризатором языка; это уберегло художника от схоластики и фанатизма, зато обеспечило его творчеству необычайную прикладную широту. С именем Лисицкого в наибольшей мере связано распространение новой эстетики в качестве "стиля времени"; как никто другой он способствовал ее международному признанию, активно участвуя в интернациональных проектах. Оy создал свои «проуны» (проекты утверждения нового)-аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы палящих в космическом пространстве => формирование объемного супрематизма.
В середине 20-х годов Малевич делает новый шаг супрематизма в архитектуру ( в виде реальных объемных композиций в реальном пространстве)- АРХИТЕКТОН.
Малевич оказал большое влияние на стилевое развитие ХХ в. Конструктивизм Татлина. Его всемирно известный проект 400 м памятника III Интернационалу.
Это было началом его проектной деятельности. Татлин выдвигает концепцию материальной культуры - концепцию проектирования целостной предметно-пространственной среды. Эта концепция, самая передовая по своим тенденциям, основами уходит далеко в глубь культуры. Утверждение первородства материалов в формообразовании связывает её с традициями народного ремесла, с культурой Древней Руси. В своём памятнике Татлин романтически прогнозировал трансформирующиеся интерьеры, развёрнутую систему визуальных коммуникаций и транспорта, интеграцию искусства и техники в формах радио, кино-фото, телефонно-телеграфной аппаратуры, лифтов, всего технического оснащения здания. Здесь по существу сформулированы программные установки татлинской концепции материальной культуры:
· проектирование форм оборудования с ориентацией на развитие нового образа жизни (памятник как здание культурного центра);
· создание новых художественных форм, применение их в технике при использовании последних технических достижений;
· комплексность, подход к каждому элементу оборудования как к части целого;
· коллективная работа с инженерами и техниками.
Его конструктивизм сыграл важную роль в рождении советской школы дизайна - художественного проектирования предметно-пространственной среды, развитие которого начиналось с архитектуры.
Производственное искусство, художественное движение в культуре Советской страны в 1920-е гг. В первые годы своего существования (1918—1921) было тесно связано с т. н. левыми течениями в живописи и скульптуре. Участники движения поставили задачу слияния искусства, оторванного развитием капитализма от ремесла, с материальным производством на базе высокоразвитой промышленной техники. Но они ошибочно, игнорируя реальную практику социальных преобразований, видели в Производственное искусство, сводящемся к прямому созданию утилитарных вещей, универсальное средство преобразования всей предметной среды на принципах социальной целесообразности и установления тем самым социалистических форм человеческого общения. Новую архитектуру, новые типы жилых и общественных зданий, мебели, оборудования, одежды «производственники» считали важнейшим средством социалистического переустройства общества, орудием ликвидации буржуазно-мещанских взглядов, традиций, привычек, доставшихся в наследство советскому обществу от старого, политически разбитого строя и закрепленных в материальном окружении человека — в вещах, жилище, во всей предметной среде. Наиболее прочно идеи Производственное искусство утвердились в архитектуре, оформительском искусстве и художественном конструировании, связанных с конструктивизмом.
«Производственное искусство»-движение начала ХХ в. , проявляющееся в интеграции искусства и техники
-оно зародилось вне промышленной сферы
-носило социально-художественный характер
- теория производственного искусства начинала формироваться в условиях когда еще самого производственного искусства, как сферы творчества не было. Развитие теории опережало развитие практики.
- с ним связаны такие имена как, Родченко Лисицкий, Татлин.
В 1925 г. В Москве открывается школа рисования Строгонова.
После октябрьской революции 1918г. Академическая система обучения была заменена совершенной новой; которая сочетала в себе принципы взаимоотношений Мастера и подмастерьев
- во многих городах России были открыты СГХМ (свободные гос. Худ. Мастерские) - каждый студент учился в мастерской избранного им руководителя.
- в Москве на основе Строгановского худ. Училища созданы. Первая и Вторая СГХМ. Но уже в 1-й год обучения выявлены недостатки: 1. субъективность обучения- студенты не получали широкого худ. образования;
Позже I и II СГХМ были слиты в Высшие художественно – технические мастерские ВХЧТЕМАС
Цель создания ВХЧТЕМАС:
1.Объективизация процесса обучения
2.Выработка общей методики преподавания видов искусства.
3.Сближение худ. материальной культуры с массовым индустриальным производством.
. Включал факультеты: художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Практически В. готовил в основном художников-станковистов и архитекторов.
Во В. впервые в мире были созданы основы сложившейся позднее системы подготовки художников-конструкторов. Важной частью нового метода обучения был разработанный во В. и обязательный для всех студентов, независимо от будущей специализации, пропедевтический (предварительный) курс, основанный на сочетании научных и художественных дисциплин. Пропедевтический курс должен был научить студентов языку пластических форм, законам формо- и цветообразования (включал рисование как основу пластического искусств, цветоведение, дисциплины, исследующие взаимоотношения между цветом и формой, изучение принципов построения пространственной композиции и др.).
Пропедевтические курсы позже стали обязательными в мировой практике подготовки художников-конструкторов.
На производственных факультетах разрабатывали проекты трансформирующейся мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т.д.), массовой посуды, светильников и др.
ВХЧТЕМАС был переименован в ВХУТЕИН
Цель: подготовка художественных мастеров высшей квалификации для промышленности, а так же инструкторов и руководителей для профессионального и технического образования.
В конце 20-х годов страна переживала подъем в связи с ускоренной индустриализацией. Обнаружился резкий дефицит специалистов с высшим образованием, а так же недостаточная их связь реальными практическими задачами => реформа высшего образования => в связи с этим был расформирован ряд комплексных учебных заведений готовящих специалистов для различных отраслей народного образования. Одним из таких комплексных вузов и был ВХУТЕИН, который расформировали с распределением факультетов по соответствующим ведомствам.
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.