logo search
История костюма 1 курс

8. Европейский костюм XIX в.

Свергнув феодализм, французская буржуазия проложила дорогу для установления капиталистических отношений. В пе­редовых странах Западной Европы они внедряются во все сфе­ры экономики и общественной жизни. Ширится международ­ная торговля. Растет богатство стран-метрополий за счет гра­бежа колоний. Происходит переворот в промышленности. На­учно-технические открытия позволяют механизировать тек­стильное производство. В это время были изобретены новые ткацкие станки и ситценабивные машины с валиками, что при­вело к увеличению хлопчатобумажных тканей, доступных всем слоям населения.

Конкуренция в торговле и различных отраслях производ­ства вызывает потребность в новых выразительных средствах. Одно за другим возникают художественные направления — ампир, бидермайер, модерн. В мире моды также происходят большие перемены. Прежде всего, именно в XIX в. завершил­ся процесс образования единого европейского костюма. Одной из примечательных черт эпохи было то, что основная сфера ее влияния распространилась на женский костюм, в то время как до середины XVIII в. мужской костюм занимал доминирую­щее положение и изменялся чаще, чем женский. В области женского костюма первенство остается за Францией, Англия же сохраняет приоритет по созданию мужского костюма.

Французская буржуазная революция формально уничтожи­ла классовое неравенство в одежде. Дворянская аристократическая мода уступила место моде буржуазной, основным принципом которой было внешнее единообразие. Классовое по­ложение определялось теперь наличием модных туалетов и ук­рашениями. Мужской костюм все больше становится деловым костюмом. Хозяевами жизни стали коммерсанты, промышлен­ники, банкиры и фабриканты. Их образу жизни, роду деятель­ности, характеру развлечений начинают подчиняться представ­ления о мужской красоте. Предприимчивость, инициатива, уме­ние приобретать, деловой размах выступают в нем на первый план. Мужской костюм теперь отличается только качеством ткани, белизной белья. Выделяться яркостью одежды или оби­лием украшений считалось дурным тоном.

Если мужской костюм на протяжении века изменяется лишь в деталях, то женский откликается на все направления в ис­кусстве. Женщина постепенно становится как бы рекламой-выставкой благосостояния и положения в обществе своего мужа, символом процветания его дел.

Огромную поддержку популяризации моды оказывают из­дания модных журналов, причем не только в Париже, но и по всей Европе. Но именно в Париже они достигнут наибольшего расцвета и в дальнейшем удержат свое первенство среди ев­ропейских журналов моды.