Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
Опережающая роль Италии в художественном процессе. Раздробленность политической и художественной карты страны. Основные центры. Ведущее значение Рима, многообразие художественных концепций, сложившихся в Риме к 1620 гг. Торговые республики Венеция и Генуя, местные традиции и открытость внешним влияниям, в том числе зарубежным.
«Республика соединенных провинций», Голландия – самая передовая страна Европы. Успехи в торговле, создание колониальной державы. Особенности функционирования искусства: отсутствие придворного и церковного заказа; сложение впервые в истории художественного рынка; специализация художников, покупатели, цены. Большие мастера и «малые голландцы». Система жанров, место и роль религиозно-мифологической тематики.
Роль королевского двора и церкви в Испании. Значение народного начала в испанской культуре. Своеобразие основных центров: Мадрид, Севилья, Валенсия. Специфическое место скульптуры в системе изобразительных искусств. Связи с Италией.
Фландрия – Южные Нидерланды, оставшиеся после революции под властью Габсбургов и в лоне Римской церкви. Подъем творческих сил после эпохи жесточайших бедствий и разорения. Наряду с Италией – создательница первых образцов, а затем и наиболее зрелых проявлений стиля барокко в работах Рубенса и его учеников.
Во Франции бедствия религиозных войн, Мятежа королевы и Фронды способствовали тому, что новая художественная эпоха дала первые результаты лишь к концу 1630-х. Избрание короля-гугенота, Генриха IV, принявшего католичество и издавшего Нантский эдикт, уравнивавший гугенотов в правах в католической стране, создало предпосылки для единственной в Европе политической и экономической системы, построенной на принципе равновесия двух религий и двух сословий – дворянства и буржуазии. Французский абсолютизм, обеспечивший почти столетие успешного развития, стал почвой для преломления реалий времени сквозь призму идеала, поэтизирующего господство Разума в человеческой жизни и природе. В художественном творчестве воплощением этого идеала стал классицизм, получивший яркое претворение во французской драматургии и театре. В архитектуре и садово-парковом искусстве Франции выработка форм этого стиля затянулась до 1640 – 60-х годов ( Ф.Мансар, Ж.Лемерсье, Л.Лево, А.Ленотр), а уже в 1670 – 90-х, в комплексе Версаля произошло слияние этих форм с образным языком барокко. Наряду с великими мастерами Пуссеном и Лорреном, представителями французского классицизма, большую часть жизни работавшими в Италии, во Франции представлена традиция караваджизма (Валантен де Булонь, Ж.де Латур), академического искусства (С. Вуэ, Ш.Лебрен), "искусства натуры" (Л.Ленен).
Список литературы к разделу 2.
Обязательная литература.
Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. / Б.Р.Виппер. М.: Искусство,1957, 305 с.
Каптерева Т.П. Испания. История искусства. / Т.П.Каптерева. М.: Белый город, 2004, 496 с.
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр: Искусство 17 века: Голландия. Франция. Англия. Германия /[А. А. Аникст и др.; отв. ред. Е. И. Ротенберг, М. И. Свидерская]. М.: Искусство, 1995, 392 с.
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр: Искусство 17 века: Италия. Испания. Фландрия /[А. А. Аникст и др.; отв. ред. Е. И. Ротенберг, М. И. Свидерская]. М.: Искусство, 1988, 280 с.
Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века.(Сер. Малая история искусств). / И.Е.Прусс. М.: Искусство,1974, 383 с.
Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. (Сер. Памятники мирового искусства). / Е.И.Ротенберг, М.: Искусство, 1971, 383 с.
Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. / Е.И.Ротенберг. М.: Искусство,1989. 165 с.
Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века: основные направления и ведущие мастера. М.: Искусство, 1999, 350 с.
Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. / А.К.Якимович. Спб., Азбука – классика, 2004, 437 с.
Дополнительная литература
Алпатов М.В., Аркин Д.Е., Брунов Н.И. История архитектуры в избранных отрывках. / М.В.Алпатов, Д.Е.Аркин, Н.И.Брунов. М., Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935, 590 с.
Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т.1-3. / А.Н.Бенуа. Спб.: Шиповник, 1912-1917.
Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. В 2 т. / А.В.Бунин, Т.Ф.Саваренская. Т.1. М.: Стройиздат, 1979, 495 с.
- Рабочая программа
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины Западноевропейское искусство 17 века
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
- 8.Методические рекомендации для проведения промежуточных и итоговой контрольной работ:
- Раздел I. Введение
- Тема 1. Общая периодизация развития пространственных искусств.
- Тема 2. “Европа столиц” (д. К. Арган). Основные художественные центры. Рим - космополитическая столица мира.
- Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
- Раздел II. Искусство Италии в 17 веке.
- Тема 1. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм: теория и практика.
- Тема 2. Караваджо и концепция реализма Нового времени.
- Тема 3. Европейский караваджизм.
- Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
- Тема 5. Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Раздел III. Искусство Фландрии.
- Тема 1. Петер Пауль Рубенс.
- Тема 2. Фламандская живопись 17 века
- Раздел IV. Искусство Испании
- Тема 1. Рибера и Сурбаран.
- Тема 2. Веласкес.
- Раздел V. Искусство Голландии.
- Тема 1. Ф.Халс и голландская живопись первой половины хvii века.
- Тема 2. Живопись «малых голландцев».
- Тема 3. Рембрандт Харменс ван Рейна (1606 – 1669)
- Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
- Раздел VI. Искусство Франции.
- Тема 1. Феномен "лотарингской школы".
- Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
- Тема 3. Классицизм в архитектуре
- Тема 4. Классицизм в живописи
- Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
- Примерные темы курсовых работ
- Раздел I. Искусство Франции
- Тема 1. Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
- Тема 3. Антуан Ватто и французская живопись первой трети XVIII века.
- Тема 4. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо.
- Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
- Тема 6. Французский пейзаж XVIII века. Робер и Верне.
- Тема 7. Жан-Оноре Фрагонар
- Тема 8. Французская скульптура.
- Раздел II. Искусство Италии
- Тема 1. Итальянская живопись рубежа XVII и XVIII веков.
- Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.
- Тема 3. Доменико Тьеполо и Пьетро Лонги. Жанровая живопись в Венеции.
- Тема 4. Ведута.
- Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
- I. Искусство Франции
- II. Искусство Италии