logo
prog

Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Обращение к технике фрески, которая, в отличие от других итальянских школ, не получила распространения в Венеции эпохи Возрождения (исключение – росписи виллы Мазер Веронезе). Сложность стилистического определения живописи художника, субъективное претворение предшествующей, более чем двухвековой традиции итальянской живописи (Веронезе, Караваджо, маньеризм, барокко). Особенности иконографии - соединение реальности и мифа, умение сделать убедительным самый банальный аллегорический сюжет. Роль Венеции XVI века, особенно Веронезе в иконографии: к какой бы теме ни обращался Тьеполо - библейской, мифологической, собственно исторической, - местом действия неизменно остается Венеция XVI века. Связь образов Тьеполо с венецианским карнавалом, а также с оперой, которая переживала в Венеции настоящий расцвет.

Универсальность дарования - фресковая монументальная живопись, станковые картины большого и малого формата, эскиз, рисунок, офорт. Продолжение традиции венецианского колоризма, но в очень индивидуальном преломлении, особая светоносность палитры. Новизна композиционных решений, невероятная легкость, скорость исполнения - тип художника виртуоза. Популярность Тьеполо за пределами Венеции - север Италии (Милан, Бергамо), Германия, Испания, Россия.

Ранний период творчества - росписи Архиепископского дворца в Удине (1726-28) - нарочитая театрализация в решении сюжетов, ироническая интонация. Решение темы плафона в 1730-1740-е годы. От плафона-картины с фиксированной точкой зрения на композицию (1738-39, "Утверждение праздника Мадонны четок") к плафону палаццо Клеричи в Милане (1742), в котором достигнуто единство пространственного решения; "центробежная" композиция с пустым центром и фигурами, сосредоточенными по краям. Тема "Антония и Клеопатры" в творчестве Тьеполо: картина из галереи в Мельбурне, росписи палаццо Лабиа (1746) и проблема соотношения фигур, иллюзорной и реальной архитектуры, роль квадратуриста (т.е. живописца архитектуры) Джироламо Менгоцци-Колонна. Алтарные композиции 1740-1750-х годов ("Поклонение волхвов", Мюнхен, Старая пинакотека; "Молитва Св.Теклы об освобождении г. Эсте от чумы").

1750-1760 гг. – период расцвета. Работа в архиепископском дворце в Вюрцбурге, построенном Б.Нейманом (1750-1753, плафон лестницы, росписи императорского зала - Бракосочетание Фридриха Барбароссы с Беатриче Бургундской, Передача инвеституры на княжество Франконию). Иконография фресок, соотношение фресковых росписей Тьеполо с архитектурой Бальтазара Неймана, проблема взаимоотношения с заказчиком. Росписи виллы Вальмарана близ Виченцы (1757). Росписи большого дома («паллацины») - атриум со сценой "Жертвоприношения Ифигении", станцы Илиады, Энеиды, Неистового Роланда, Освобожденного Иерусалима. Отношение Тьеполо к сюжету, связь с венецианской оперой XVIII века.

Поздний период творчества - работа в Королевском дворце в Мадриде, растущая доля участия сыновей Доменико и Лоренцо в исполнении фресок; цикл эскизов на тему "Бегства в Египет".

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4