Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
Условность названия – разные художники, с различной выучкой в 1650 – 1660-е гг. работают в Делфте. Три фактора, сыгравших существенную роль в формировании школы: пребывание в Делфте в 1646 – 1649-х гг. Пауля Поттера, принесшего с собой эффект дневного света; сложение делфтского варианта архитектурной картины (Питер Санредам, Эммануэл де Витте); появление в 1650 Карела Фабрициуса (1622 – 1654). Общие черты школы: преобладание жанрово-бытовой тематики, интерьерная композиция, «дневной» свет, использование камеры-обскура как средства изучения пространственных отношений.
Карел Фабрициус (1622-1654): работа в мастерской Рембрандта, при переезде в Делфт - эксперименты с построением пространства (перспективный ящик), со светом (передача цвета "в пленере"), сочетание нескольких жанров в одной картине ("Продавец музыкальных инструментов", "Караульный"). Питер де Хох (1629-1680-е) - бытовой жанр в интерьере ("Мать и дитя (Чуланчик)", "Мать у колыбели") и на открытом воздухе ("Дама со служанкой", "Дворик"). Эмануэл де Витте (1617-1692) - новый тип жанровой сцены, объединяющей несколько жанров ("Рынки"). Интерьеры церквей в живописи Питера Санредама - пространство как носитель поэтического чувства.
Ян Вермер Делфтский (1632 – 1675) – последний великий мастер, завершающий историю голландской живописи в ХVII веке. Начав с караваджистской большеформатной композиции «У сводни» (1656) и мифологической и религиозной картины («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии»), создал свой тип «бессюжетного» жанра в интерьере с изображением одной, реже нескольких фигур в созерцательной атмосфере и залитом дневным светом пространстве. Сочетание непосредственной достоверности с четкостью конструктивной разработки (форсированная динамика перспективы), изощренность цветовых сочетаний, разнообразие фактур («Девушка с письмом», «Служанка с кувшином молока», «Офицер и смеющаяся девушка»). Эффект дневного света в двух пейзажах Вермера - «Уличка». «Вид Делфта». Картина «Искусство живописи» - на уровне сюжета и действия рассказывается о тайне художественного преображения обыденной натуры с помощью нехитрой травестии.
Список источников и литературы к разделу V
Источники
Мастера искусства об искусстве. Т.3, XVII-XVIII вв. Под ред. А.А.Губера, В.Н.Гращенкова / М.: Искусство, 1967, 503 с.
Обязательная литература
Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. / Б.Р.Виппер. М.: Искусство,1957, 305 с.
Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Под. общ. ред. А.Власова, Н.Колли, Н.Баранова. Т.7. М.: Стройиздат, 1969. 399 с.
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр: Искусство 17 века: Голландия. Франция. Англия. Германия /[А. А. Аникст и др.; отв. ред. Е. И. Ротенберг, М. И. Свидерская]. М.: Искусство, 1995, 392 с.
Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века.(Сер. Малая история искусств). / И.Е.Прусс. М.: Искусство,1974, 383 с.
Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. (Сер. Памятники мирового искусства). / Е.И.Ротенберг, М.: Искусство, 1971, 383 с.
Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. / Е.И.Ротенберг. М.: Искусство,1989. 165 с.
Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. / А.К.Якимович. Спб., Азбука – классика, 2004, 437 с.
Дополнительная литература
Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т.1-3. / А.Н.Бенуа. Спб.: Шиповник, 1912-1917.
Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета./ Б.Р.Виппер. М.: Искусство,1962, 305 с..
Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. / С.М.Даниэль. Л.: Искусство, 1986, 196 с.
Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта./ К.С.Егорова. М.: Искусство, 1975, 236 с.
Золотов Ю.К. Вермер Делфтский. (Сер. Мастера мирового изобразительного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1995, 128 с.
Зримый образ и скрытый смысл. Аллегория и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16-17 веков. Вступление и каталог В.А.Садкова. / Кат. выставки, ГМИИ им. А.С.Пушкина, М.: Красная площадь, 2003, 140 с.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. /Ред.-сост. В.П.Шестаков. Т.2. М.: Искусство,1964, 835 с.
Кристеллер П. История европейской гравюры XV - XVIII веков. / П.Кристеллер. М.: Искусство, 1939, 518 с.
Кузнецов Ю.А. Загадка "Данаи". К истории создания картины Рембрандта. / Ю.А.Кузнецов. Л.: Искусство, 1970, 88 с.
Кузнецов Ю.А. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже. Л.: Искусство, 1984, 232 с.
Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII в. / В.Н.Лазарев. М.-Л.: Искусство,1937, 96 с..
Линник И.В. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. / И.В.Линник. Л.: Искусство, 1980, 245 с.
Райт К. Рембрандт (Сер.: Великие мастера). М.: Слово, 2003, 360 с.
Сененко М. С. Франс Хальс. / М.С.Сененко. М.: Искусство,1965, 243 с.
Сененко М.С. ГМИИ им. А.С.Пушкина. Голландия XVII-XIX века. Собрание живописи. / М.С.Сененко. М.: Галарт, 2000, 500 с.
Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV - XVII веков. Реальность и символика. / М.: Изобразительное искусство, 1994, 287 с.
Тананаева Л.И. Рудольфинцы. Пражский художественный центр на рубеже XVI - XVII веков. М., 1996.
Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. / Ю.А.Тарасов. Спб.: Изд. Спб. Гос. Университетеа, 2004, 166 с.
Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. / Ю.А.Тарасов. М.: Изобразительное искусство, 1983, 319 с.
Уилок А. Ян Вермер. / А.Уилок. Спб.: “Icar”, 1994, 128 с.
Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1981
Фромантен Э. Старые мастера. / Э.Фромантен. М.: Изобразительное искусство, 1996, 312 с.
Held J.S., Posner D. 17th and 18th Century Art. Baroque Painting, Sculpture, Architecture. / J.S.Held, D.Posner. New York: Abrams, 1979, 439 p.
Rosenberg J., Slive S., Ter Kuile E.H. Dutch Art and Architecture 1600 to 1800. / J.Rosenberg, S.Slive, E.H.Ter Kuile. Harmondsworth: Penguin books, 1966, 329 p.
Slive S. Dutch Painting 1600 to 1800. / S.Slive. New Haven and London: Yale University Press, 1995, 378 p.
Meijer F.G. Dutch and Flemish Still-life Paintings. / F.G. Meijer. Nederlands: Waanders, 2005, 336 p.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Рабочая программа
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины Западноевропейское искусство 17 века
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
- 8.Методические рекомендации для проведения промежуточных и итоговой контрольной работ:
- Раздел I. Введение
- Тема 1. Общая периодизация развития пространственных искусств.
- Тема 2. “Европа столиц” (д. К. Арган). Основные художественные центры. Рим - космополитическая столица мира.
- Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
- Раздел II. Искусство Италии в 17 веке.
- Тема 1. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм: теория и практика.
- Тема 2. Караваджо и концепция реализма Нового времени.
- Тема 3. Европейский караваджизм.
- Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
- Тема 5. Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Раздел III. Искусство Фландрии.
- Тема 1. Петер Пауль Рубенс.
- Тема 2. Фламандская живопись 17 века
- Раздел IV. Искусство Испании
- Тема 1. Рибера и Сурбаран.
- Тема 2. Веласкес.
- Раздел V. Искусство Голландии.
- Тема 1. Ф.Халс и голландская живопись первой половины хvii века.
- Тема 2. Живопись «малых голландцев».
- Тема 3. Рембрандт Харменс ван Рейна (1606 – 1669)
- Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
- Раздел VI. Искусство Франции.
- Тема 1. Феномен "лотарингской школы".
- Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
- Тема 3. Классицизм в архитектуре
- Тема 4. Классицизм в живописи
- Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
- Примерные темы курсовых работ
- Раздел I. Искусство Франции
- Тема 1. Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
- Тема 3. Антуан Ватто и французская живопись первой трети XVIII века.
- Тема 4. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо.
- Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
- Тема 6. Французский пейзаж XVIII века. Робер и Верне.
- Тема 7. Жан-Оноре Фрагонар
- Тема 8. Французская скульптура.
- Раздел II. Искусство Италии
- Тема 1. Итальянская живопись рубежа XVII и XVIII веков.
- Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.
- Тема 3. Доменико Тьеполо и Пьетро Лонги. Жанровая живопись в Венеции.
- Тема 4. Ведута.
- Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
- I. Искусство Франции
- II. Искусство Италии