logo
prog

Тема 4. Классицизм в живописи

Творчество Никола Пуссена (1594 – 1665). 1612-1623 - Париж, влияние школы Фонтенбло, знакомство с Дж.Б.Марино и цикл рисунков к "Метаморфозам" Овидия по его заказу. 1624 – сер. 1630-х. - поиски своего места в художественной среде Вечного города. Влияние маньеризма («Битва Иисуса Навина с амореями»), барокко («Избиение младенцев», «Мученичество Св.Эразма»). Изучение античности и Рафаэля, первые сюжеты из римской истории - "Смерть Германика". Усвоение венецианской колористической традиции, особенно Тициана, образы мифологии, Ариосто, Тассо - "Диана и Эндимион", «Ринальдо и Армида», «Нарцисс и Эхо», «Царство Флоры», «Танкред и Эрминия», "Вдохновение поэта". Счастливая гармония бытия, особенности ритмики, роль жеста, своеобразие колорита.

Середина 1630-х – середина 1640-х гг. В центре внимания Пуссена не миф, а история – евангельская, библейская, римская. Влияние идей стоицизма, трактат дю Вера "О моральной философии стоиков" (1635) с его призывом «отразить все атаки несчастья» перед натиском безумной судьбы. Аллегорические композиции ("Аркадские пастухи", "Танец человеческой жизни"). Многофигурные композиции с подробно разработанным действием, трагические моменты в судьбе человечества. Сюжеты из Ветхого завета - «Поклонение Золотому тельцу», "Чума в Ашоде", римской истории - «Похищение сабинянок». 1637 – 1642 - серия картин «Семь таинств» для Кассьяно дель Поццо - вдохновляясь историей раннего христианства, Пуссен ищет первоисточник таинства. "Крещение" трактовано как "Крещение Христа", "Соборование" как смерть римского воина. 1640 – 1642 - поездка в Париж, неудача в работе над росписью Галереи Аполлона в Лувре. В отличие от представителей парижской школы (С.Вуэ, Э.Лесюэр), Пуссен далек от решения декоративных задач и мыслит в масштабах станковой картины, не привык работать по официальному заказу.

1642 – 1665 - поздний период. Тема "Святого семейства" - интерес к архитектонике композиции ("Св. Семейство в Египте"). Среди библейских сюжетов преобладают трагические темы, человек как жертва враждебных сил ("Моисей, источающий воду из скалы"; "Смерть Сафиры"). Трактат Джузеппе Царлино о музыкальных ладах и так называемая теория «модусов» Пуссена: идея разнообразия выразительных средств в зависимости от избранного сюжета ("Елиазар и Ревекка у колодца" - ионийский модус). Письма Пуссена как важный источник для понимания творческого метода художника.

Пейзажи Пуссена - наиболее органичное воплощение идеала гармонии природы и человека в поздний период. Концепция героического, идеального пейзажа - природа как "арена" великих событий истории ("Пейзаж с Иоанном на Патмосе", "Похороны Фокиона"). Человеческие драмы не нарушают спокойного величия природы - "Пейзаж с Орфеем и Эвридикой", "Пейзаж с человеком, укушенным змеей", "Пейзаж с Геркулесом и Какусом". Цикл «Времена года», синтезирующий круговорот природы и поворотные моменты в жизни людей, выступает в роли обобщающего финала творчества Пуссена.

Клод Желле, по прозвищу Клод Лоррен ( 1602 – 1682). Истоки идеального пейзажа Лоррена – роль фламандца П. Бриля (построение пространства с помощью деления на 3 плана) и немца А.Эльсхеймера (выразительные возможности света). 1630-1660 гг. - расцвет творчества. Значение рисунков с натуры в творческом методе Лоррена. Образы римской Кампаньи и неаполитанской бухты (знаменитые "гавани"), использование выразительных возможностей света (серия "Времена суток" - холодный свет утра, полуденное солнце, закат). Роль античных мотивов - в отличие от героического пейзажа Пуссена представление Лоррена об античности близко идиллии, античность как "золотой век" человечества ("Пейзаж с Акидом и Галатеей", "Пейзаж с Аполлоном и кумской сивиллой", "Пейзаж с судом Париса", "Пейзаж с похищением Европы"). Ни один из пейзажистов не оказал такого мощного влияния на развитие европейского пейзажа - концепция пейзажа Лоррена актуальна до XIX века и находит последователей во всех школах (Италия, Англия, Германия, Франция, включая К.Коро).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4