logo
prog

Тема 1. Феномен "лотарингской школы".

Творчество Жака Калло (1592 – 1635). Связь с культурой позднего маньеризма Лотарингии (Жак Белланж). Ранний итальянский период - 1608 – 1611 – Рим, 1611 – 1621 – Флоренция, придворный художник Козимо Медичи. Цикличность мышления – работа тематическими сериями ("Каприччи", "Балли ди Сфессания" / Танцы»), а также станковые крупноформатные гравюры ("Ярмарка в Импрунете"). Дар к изображению гротескных и комических образов, жизнь человека как калейдоскоп, бесстрастно схваченный метким взором художника. Совершенствование техники гравирования - сочетание офорта с резцом и твердым лаком. 1621 - возвращение на родину, в Нанси, где Калло становится свидетелем насильственного присоединения Лотарингии к Франции. Появление трагических образов (серия "Нищие"), тема ничтожества человека перед лицом враждебных сил (серии "Большие и малые страсти Христа" , "Св.Себастьян)", образы бессмысленной жестокости (серии "Малые" и "Большие бедствия войны", лист "Казни"). Поездка в Брюссель - "исторические гравюры", гравюры - ландкарты - "Осада Бреды", "Осада Ла Рошели". Интерес к демоническому, отголоски босховских мотивов в двух вариантах "Искушения св.Антония" (1617, 1634). Влияние гравюр Калло на современников и последующие поколения художников (Кастильоне, Маньяско, А.Ватто, офорты Дж.Б.Тьеполо).

Жорж де Латур (1593-1652) - крупнейший живописец лотарингской школы. Открытие Латура и история изучения его творчества в XX веке. Проблема "поздней хронологии" - при пожаре в Люневиле в 1638 году большая часть ранних картин художника сгорела, преобладают работы 1640-х годов. Караваджистская тематика («Гадалка», «Шулер»), контрасты света и тени, предметность, осязательность живописи, народный типаж. Проблема гротеска у Латура ("Драка музыкантов", "Рылейщик"). При всей конкретности типажей образы Латура совершенно абстрактны, композиции выверены как математические формулы; ощущение бесконечно длящегося времени. Связанное с традицией лотарингской скульптуры обобщение формы - то, что в XX веке назовут "кубизмом" Латура. Проблема света - идущее от Караваджо использование локального источника света для усиления выразительности, так наз. "экранированный свет" ("Иов и его жена", "Сон Иосифа"). Сложность толкования религиозных сюжетов – реальное и чудесное как два неразрывно связанных аспекта бытия: "Св.Себастьян" - сцена спасения Себастьяна звучит как "Оплакивание", "Новорожденный" или "Рождество Христа"?

Французские художники в Риме: Валантен де Булонь – эволюция от караваджисткой тематики и «погребного света» к насыщенному колориту и поэтическому настроению («Эрминия у пастухов»). Ранние работы С.Вуэ и их успех в Риме («Гадалка», «Рождение богоматери» в Сан Франческо а Рипа).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4