Тема 2. Живопись «малых голландцев».
В системе жанров голландской живописи первые новаторские завоевания принадлежат пейзажу. Хенрик Аверкамп (1585 – 1634) – национальный колорит, тематика (зимние развлечения на льду), синтез пейзажа и жанра. Ян ван Гойен (1596 – 1656) – поэт родной природы. Постоянные штудии с натуры (альбомы набросков), создание «иконографии» голландского пейзажа: высокое облачное небо, тональная гармония в коричнево-серых тонах, динамика атмосферы. Филипс Конинк (1619 – 1682) - крупноформатные панорамные виды. Якоб ван Рейсдаль (1628/9 – 1682) – художник-мыслитель; движение органических сил природы в ее самостоятельном бытии («Водопад», «Болото») и во взаимодействии с человеком («Мельница в Вейке»), проблема времени и вечности («Еврейское кладбище»). Морские виды - образ водной стихии, то бурной (Виллем ван де Вельде, «Буря»), то застывшей в солнечном свете (Ян ван де Капелле, «Море в штиль»), дополняется изображением влажной атмосферы, рыбацких парусников и военных кораблей. Пейзажи Мейндерта Хоббемы с их прозрачным светом и свежим колоритом предвосхищают живопись ХVIII века.
Бытовой жанр. Адриан ван Остаде (1610 – 1685) – тематика, близкая Брауверу («Кабачок», «Драка крестьян»), но без горечи и протеста. Ян Стен (ок. 1626 – 1679) - повествовательный жанр, часто имеющий дидактический смысл (вариации на тему "Как нажито, так и прожито"). Обилие деталей, "боязнь пустого пространства" в картине. Открытое шутовство сочетается с мягким юмором, камерные сцены в интерьере и сцены на открытом воздухе («Веселое общество», «Гуляки»).
Габриэль Метсю (1629 – 1667) - светское направление, поэтизирующее быт патрицианских кругов («Женщина, сочиняющая музыку», «Больной ребенок»). Темы картин Герарда Терборха (1617 – 1681) - концерты, чтение письма, завтраки. Побывавший в разных европейских странах, Терборх испытал влияние Веласкеса и ван Дейка. Недосказанность сюжетов, не действие, а эмоциональные отношения между людьми, лаконизм композиций и тонкое чувство красочных отношений ("Бокал лимонада", "Женщина, чистящая яблоко", "Мальчик с собакой").
Искусство натюрморта никогда не переживало такого расцвета и не достигало такого разнообразия, как в Голландии ХVII века. Виллем Хеда, Питер Клас и тип «завтраков» - изображение скромной или богатой неоконченной трапезы с предметами, хранящими отпечаток присутствия человека (ср. в этой связи голландское название жанра: stillleven, тихая жизнь). Виллем Калф и Абрахам ван Бейерен – пышные «десерты» с драгоценными сосудами, экзотическими фруктами. Специализацию Яна Давидса де Хема и Виллема ван Альста, помимо десертов, составили также изображения цветов, Юриана ван Стрека – принадлежности для курения и «Vanitas» - «Суета сует». Символическое значение, моральные сентенции включаются не только в образную ткань натюрмортов, но и других жанров голландской живописи. «Скрытый символизм» как общая черта эпохи.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Рабочая программа
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины Западноевропейское искусство 17 века
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
- 8.Методические рекомендации для проведения промежуточных и итоговой контрольной работ:
- Раздел I. Введение
- Тема 1. Общая периодизация развития пространственных искусств.
- Тема 2. “Европа столиц” (д. К. Арган). Основные художественные центры. Рим - космополитическая столица мира.
- Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
- Раздел II. Искусство Италии в 17 веке.
- Тема 1. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм: теория и практика.
- Тема 2. Караваджо и концепция реализма Нового времени.
- Тема 3. Европейский караваджизм.
- Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
- Тема 5. Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Раздел III. Искусство Фландрии.
- Тема 1. Петер Пауль Рубенс.
- Тема 2. Фламандская живопись 17 века
- Раздел IV. Искусство Испании
- Тема 1. Рибера и Сурбаран.
- Тема 2. Веласкес.
- Раздел V. Искусство Голландии.
- Тема 1. Ф.Халс и голландская живопись первой половины хvii века.
- Тема 2. Живопись «малых голландцев».
- Тема 3. Рембрандт Харменс ван Рейна (1606 – 1669)
- Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
- Раздел VI. Искусство Франции.
- Тема 1. Феномен "лотарингской школы".
- Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
- Тема 3. Классицизм в архитектуре
- Тема 4. Классицизм в живописи
- Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
- Примерные темы курсовых работ
- Раздел I. Искусство Франции
- Тема 1. Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
- Тема 3. Антуан Ватто и французская живопись первой трети XVIII века.
- Тема 4. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо.
- Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
- Тема 6. Французский пейзаж XVIII века. Робер и Верне.
- Тема 7. Жан-Оноре Фрагонар
- Тема 8. Французская скульптура.
- Раздел II. Искусство Италии
- Тема 1. Итальянская живопись рубежа XVII и XVIII веков.
- Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.
- Тема 3. Доменико Тьеполо и Пьетро Лонги. Жанровая живопись в Венеции.
- Тема 4. Ведута.
- Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
- I. Искусство Франции
- II. Искусство Италии