Примерные темы курсовых работ
Концепция мифа в живописи Караваджо, Риберы, Веласкеса.
Площадь в архитектуре городов Европы XVII века.
Градостроительство Рима в XVI - XVII веке.
Архитектурный язык Борромини.
Овал (овальные планы и формы в архитектуре римского Барокко).
Живописное и скульптурное убранство церковного интерьера в эпоху Барокко (на примере римских храмов)
Рисунки и терракотовые эскизы (bozzetti) в творческом процессе Бернини-скульптора.
Пьетро да Кортона - архитектор.
Караваджизм в итальянской живописи первой половины XVII века.
Галерея Фарнезе Аннибале Караччи: композиция росписи и ее иконология.
Римские фонтаны эпохи барокко.
Творчество Аннибале Карраччи и его братьев.
Пейзажи Аннибале Караччи и болонских мастеров его круга (Доменикино, Альбани).
Цикл картин Джузеппе Мария Креспи "Семь таинств" в Дрезденской картинной галерее.
Бытовой жанр в творчестве братьев Ленен и художников их круга.
Пейзажи Пуссена.
Творчество Пуссена 1620 - 1630-х годов.
Исторический жанр в творчестве Пуссена 1640 - 1660-х годов.
Ансамбль Версаля. Семантика и поэтика.
Французский регулярный парк.
Купольные постройки в Париже XVII века (церковь Сорбонны, собор монастыря Валь де Грас, собор Дома Инвалидов).
Творческий метод Жоржа де Ла Тура.
Гравюры Жака Калло.
Роль рисунка в творческом методе Лоррена.
Шарль Лебрен и стиль Людовика XIV.
Н.Ларжильер и французский портрет рубежа XVII - XVIII веков.
П.П.Рубенс. Цикл «История Марии Медичи».
Алтарные картины Рубенса.
Рисунки и живописные эскизы в творческом методе Рубенса.
Пейзаж в живописи Рубенса.
Застольные сцены Я.Йорданса.
А.Ван Дейк в Англии.
Гравюры Сегерса.
Голландский и фламандский натюрморт: сравнительная характеристика.
Голландский групповой портрет XVII века.
Типология голландского пейзажа XVII века.
Сцены в интерьере в голландской живописи - от Харлема к Делфту.
Утрехтские караваджисты.
Символический смысл пейзажей Якоба ван Рейсдаля.
Поэтика бытового жанра в живописи Терборха.
"Домашнее хозяйство" Яна Стена.
Изображение церковных интерьеров в живописи Делфта около 1650 года.
Творческий метод Франса Халса.
Творчество Рембрандта 1630-х годов.
Библейские темы в живописи позднего Рембрандта.
Офорты Рембрандта 1650-х годов.
Графика Рембрандта (образный строй и техника).
Пространство и свет в живописи Вермера Делфтского.
Веласкес. Портреты шутов.
Веласкес. «Менины». Проблемы интерпретации.
Нищие у Риберы, Веласкеса, Мурильо.
Испанский натюрморт XVII века.
Испанская скульптура XVII века.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА
Содержание курса
Введение в изучение западноевропейского искусства ХVIII века.
По сравнению с XVII веком искусству ХVIII века присуща большая стилистическая цельность. Это один из самых "коротких" веков в истории искусства - начинается с 1720-х (1690-1720-е - переходный период), а заканчивается около 1789 (начало Великой французской революции). Целый ряд крупных художников в равной степени принадлежат XVIII и XIX столетиям (Давид, Гойя).
Категория вкуса - вкус, т. е. непосредственное чувство красоты, индивидуальное восприятие - как главный критерий эстетического суждения в ХVIII веке. Право судить об искусстве предоставлено каждому, в том числе неискушенному зрителю. "Совершенство в искусстве заключается в том, чтобы представить вещи в форме, наиболее способной доставить нам удовольствие" (Монтескье); "Мне нужно удовольствие чистое и свободное от усилий" (Дидро).
Отсутствие придворного и церковного заказа во Франции и Англии. Расширение аудитории зрителей - на место художественной элиты приходит "публика". Поиски новых форм контакта между художником и зрителем. Важнейшая составляющая художественной жизни - выставки (Салоны в Париже, выставки в Королевской Академии художеств в Лондоне). Регулярные выставки современного искусства давали возможность публике участвовать в художественном процессе. В отличие от просвещенных знатоков, публика испытывает потребность в истолковании искусства – рождение художественной критики, критик как арбитр вкуса. Художественные обзоры выставок, публикация каталогов. "Салоны" Дени Дидро.
Сложение художественного рынка. Развитие форм и жанров искусства, доступных широкому зрителю - искусство, которое "доступно по цене", проблема "искусство и коммерция". Расцвет рисунка - особая роль сангины, техники в три карандаша, акварели, пастели, в которых важную роль играет цвет. Необычайное распространение гравюры, особенно репродукционной; популярность мелкой пластики (терракота, бисквит), в которой, также как в гравюре тиражируются наиболее известные произведения. Значение антикварного рынка, влияющего на современное искусство (воздействие «малых голландцев» на французскую живопись последней трети XVIII века), мода на коллекционирование старого и современного искусства.
Изменение традиционной иерархии жанров - историческая живопись отходит на второй план (до 1770-х годов). Развитие бытового жанра в разных его модификациях, натюрморта, появление новых жанров (галантное празднество, conversation piece). Расцвет эскиза, тенденция к стиранию границ между эскизом и большой картиной (Фрагонар).
Проблема "стилей" в ХVIII веке - рококо и неоклассицизм. Отсутствие единой точки зрения на трактовку стилей: рококо рассматривают как стиль декоративно-прикладного искусства, как стиль интерьера эпохи Людовика XV, или как завершающую стадию барокко. Концепция М.Леви, который рассматривает всю живопись ХVIII века до 1770-х годов как рокайльную (книга "От рококо к революции"). Зедльмайр - термин Sonderrokoko для обозначения церковной архитектуры в южной Германии.
По отношению к искусству ХVIII века важную роль приобретает категория стиля в применении к тому или иному крупному художнику. Раскрепощение индивидуального начала позволяет говорить о стиле Ватто, Фрагонара, Тьеполо, Гейнсборо.
Список источников и литературы разделу I.
Источники
И.И.Винкельман. Избранные произведения и письма. – Репр. Воспроизв. Издания 1935 года (Academia). М.: Ладомир, 1996, 688 с.
Дидро Д. Салоны. Т.1-2, М.,1989 / М,: Искусство, т.1-268 с., т.2 – 399 с.
Мастера искусства об искусстве. Т.3, XVII-XVIII вв. Под ред. А.А.Губера, В.Н.Гращенкова / М.: Искусство, 1967, 503 с.
Ж.Б.Дюбо. Критические размышления о поэзии и живописи. / М.: Искусство, 1976, 767 с.
Хогарт В. Анализ красоты. / М.: Искусство,1987, 256 с.
Обязательная литература
Западноевропейская художественная культура XVIII века. Сб. статей. / Под. ред. В.Н.Прокофьева. М.: Наука,1980, 255 с.
Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А., Зернов Б.А., Некрасова Е.А. Искусство XVIII века (Сер. Малая история искусств). / А.М.Кантор, Е.Ф.Кожина, Н.А.Лившиц, Б.А.Зернов, Е.А.Некрасова. М.: Искусство, 1977, 375 с.
Золотов Ю.К. Французский портрет XVIII века. / Ю.К.Золотов. М.: Искусство,1968, 276 с.
Федотова Е.Д. Венеция: Живопись века Просвещения. / Е.Д.Федотова. М.: Белый город, 2002, 384 с.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Рабочая программа
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины Западноевропейское искусство 17 века
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
- 8.Методические рекомендации для проведения промежуточных и итоговой контрольной работ:
- Раздел I. Введение
- Тема 1. Общая периодизация развития пространственных искусств.
- Тема 2. “Европа столиц” (д. К. Арган). Основные художественные центры. Рим - космополитическая столица мира.
- Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
- Раздел II. Искусство Италии в 17 веке.
- Тема 1. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм: теория и практика.
- Тема 2. Караваджо и концепция реализма Нового времени.
- Тема 3. Европейский караваджизм.
- Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
- Тема 5. Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Раздел III. Искусство Фландрии.
- Тема 1. Петер Пауль Рубенс.
- Тема 2. Фламандская живопись 17 века
- Раздел IV. Искусство Испании
- Тема 1. Рибера и Сурбаран.
- Тема 2. Веласкес.
- Раздел V. Искусство Голландии.
- Тема 1. Ф.Халс и голландская живопись первой половины хvii века.
- Тема 2. Живопись «малых голландцев».
- Тема 3. Рембрандт Харменс ван Рейна (1606 – 1669)
- Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
- Раздел VI. Искусство Франции.
- Тема 1. Феномен "лотарингской школы".
- Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
- Тема 3. Классицизм в архитектуре
- Тема 4. Классицизм в живописи
- Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
- Примерные темы курсовых работ
- Раздел I. Искусство Франции
- Тема 1. Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
- Тема 3. Антуан Ватто и французская живопись первой трети XVIII века.
- Тема 4. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо.
- Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
- Тема 6. Французский пейзаж XVIII века. Робер и Верне.
- Тема 7. Жан-Оноре Фрагонар
- Тема 8. Французская скульптура.
- Раздел II. Искусство Италии
- Тема 1. Итальянская живопись рубежа XVII и XVIII веков.
- Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.
- Тема 3. Доменико Тьеполо и Пьетро Лонги. Жанровая живопись в Венеции.
- Тема 4. Ведута.
- Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
- I. Искусство Франции
- II. Искусство Италии