Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
Жак Анж Габриэль (1698-1782). Источники формирования стиля - традиция А.Палладио, изучение античности (особенно Витрувий), традиция французского классицизма XVII века (Восточный фасад Лувра, а также работы Ж.Лемерсье). Основные постройки - Военная школа (Эколь милитер); площадь Людовика XV (сейчас - площадь Согласия), эволюция от замкнутой площади, предназначенной для торжественного "обрамления" статуи короля, к площади "открытого типа"; Малый Трианон в Версале и традиция палладианских загородных вилл.
Жан Жермен Суффло (1713-1780) и строительство церкви Св. Женевьевы (Пантеона, 1763-1790). Четкое деление композиции на три части - портик, барабан и купол, вписанные на главном фасаде в равнобедренный треугольник. Влияние Браманте и монументальных форм римского Пантеона, особая роль непрерывной, не декорированной ордером стены. Новое решение площади со свободно стоящим зданием в центре; градостроительная роль купола Пантеона.
Клод-Никола Леду (1736-1806). 1760-1770 гг. - ранний период творчества. Любимый архитектор фаворитки Людовика XV, мадам дю Барри - построенный для нее павильон в Лувесьене и отель для танцовщицы Гимар. Интерьеры модных парижских кафе (кафе Милитер). Новое отношение к античному наследию в проектах театра в Безансоне и города Шо - от цитирования отдельных мотивов к интерпретации, обращение к определенным типам сооружений, восходящим к античности (амфитеатр, храм), принцип "всефасадности".
Проект города Шо при соляных рудниках во Франш Конте - отказ от деления города на улицы и кварталы, ансамбль, предназначенный для "идеального быта" (проекты "дома добродетели", "дома воспитания"). Простота форм как особое архитектурное качество - "формы, которые создаются простым движением циркуля" (куб, конус, сфера). Архитектура, понимаемая как текст, важность текстов самого Леду для понимания его замысла (трактат "Архитектура, рассмотренная в ее отношении к искусству, нравам и государственному устройству"). Проблема "говорящей архитектуры" - противоречие функции здания и репрезентации; масонская символика в городе Шо.
Проект "Парижских застав" (начат в 1782) - от утилитарных по функции таможен к идее "Пропилей" города Парижа. Застава Ла Вийетт и дю Трон - тип центрического здания (всефасадность) и пропилеи. Влияние архитектурной мысли Леду на "бумажную архитектуру" конца ХVIII века, а также архитектуру XX века.
Этьен-Луи Булле (1728-1799) - романтический неоклассицизм, субъективная интерпретация античности, а также архитектуры древнего Египта и Востока. Трактат "Архитектура, эссе по искусству", посвященный архитектуре общественных зданий, текст как комментарий к проектам архитектора. Проекты мавзолея, цирка, библиотеки (гигантская базилика), монумента (кенотафа) Ньютону. Мегаломания ("искусство делать большим состоит в том, чтобы достичь величия"), эмоциональное воздействие света (архитектура "теней"), эмблематический характер проектов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Рабочая программа
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины Западноевропейское искусство 17 века
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
- 8.Методические рекомендации для проведения промежуточных и итоговой контрольной работ:
- Раздел I. Введение
- Тема 1. Общая периодизация развития пространственных искусств.
- Тема 2. “Европа столиц” (д. К. Арган). Основные художественные центры. Рим - космополитическая столица мира.
- Тема 3. Своеобразие ведущих национальных школ.
- Раздел II. Искусство Италии в 17 веке.
- Тема 1. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм: теория и практика.
- Тема 2. Караваджо и концепция реализма Нового времени.
- Тема 3. Европейский караваджизм.
- Тема 4. Барокко - система художественного видения и стиль.
- Тема 5. Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Раздел III. Искусство Фландрии.
- Тема 1. Петер Пауль Рубенс.
- Тема 2. Фламандская живопись 17 века
- Раздел IV. Искусство Испании
- Тема 1. Рибера и Сурбаран.
- Тема 2. Веласкес.
- Раздел V. Искусство Голландии.
- Тема 1. Ф.Халс и голландская живопись первой половины хvii века.
- Тема 2. Живопись «малых голландцев».
- Тема 3. Рембрандт Харменс ван Рейна (1606 – 1669)
- Тема 4. Ян Вермер и делфтская школа.
- Раздел VI. Искусство Франции.
- Тема 1. Феномен "лотарингской школы".
- Тема 2. Французская архитектура и живопись 1630-1650-х годов.
- Тема 3. Классицизм в архитектуре
- Тема 4. Классицизм в живописи
- Тема 5. Искусство конца XVII века. Комплекс Версаля и связанные с ним мастера.
- Примерные темы курсовых работ
- Раздел I. Искусство Франции
- Тема 1. Французская архитектура первой половины XVIII века.
- Тема 2. Французская архитектура неоклассицизма.
- Тема 3. Антуан Ватто и французская живопись первой трети XVIII века.
- Тема 4. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо.
- Тема 5. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез и бытовой жанр во французской живописи.
- Тема 6. Французский пейзаж XVIII века. Робер и Верне.
- Тема 7. Жан-Оноре Фрагонар
- Тема 8. Французская скульптура.
- Раздел II. Искусство Италии
- Тема 1. Итальянская живопись рубежа XVII и XVIII веков.
- Тема 2. Джованни Баттиста Тьеполо.
- Тема 3. Доменико Тьеполо и Пьетро Лонги. Жанровая живопись в Венеции.
- Тема 4. Ведута.
- Тема 5. Неоклассицизм в Риме.
- I. Искусство Франции
- II. Искусство Италии