В.В.Бычков Эстетика
Допущено Научно-методическим советом Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника для гуманитарных направлений и специальностей вузов России
Москва
ГАРДАРИКИ
2004
УДК 18(075.8) ББК 87.8 Б95
Рецензенты:
главный научный сотрудник Института философии РАН
доктор философских наук, профессор Л.И. Новикова;
старший научный сотрудник кафедры эстетики философского
факультета МГУ кандидат философских наук С.А. Завадский
Б95
Бычков В.В.
Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с. ISBN 8-8297-0116-2 (в пер.)
Книга одного из главных отечественных специалистов в области эстетики, ученого с мировым именем проф. В.В. Бычкова является учебником нового поколения, основывающимся на последних достижениях современного гуманитарного знания и ориентированным на менталитет молодежи XXI в. Представляет собой полный курс эстетики.
В Разделе первом дается краткий очерк истории эстетической мысли и современное понимание основ, главных идей, проблем и категорий классической эстетики, фундаментально подкрепленное ярким историко-эстетическим материалом от античности до ХХ в.
Второй раздел содержит уникальный материал новейшей неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодернистского художественно-эстетического опыта ХХ в. и актуального философско-эстетического дискурса. В приложении представлены темы основных семинарских занятий по курсу и широкий спектр рекомендуемых тем рефератов, курсовых и дипломных работ с соответствующей библиографией.
Учебник снабжен именным и предметным указателями. Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных дисциплин — философов, филологов, искусствоведов, культурологов, богословов; он будет полезен и всем желающим повысить свой эстетический вкус.
УДК 18(075.8) ББК 87.8
В оформлении переплета использован фрагмент картины Василия Кандинского «В голубом» (1925)
ISBN 8-8297-0116-2
© «Гардарики», 2004 © Бычков В.В., 2004
Введение 4
эстетика — это наука о гармонии человека с Универсумом. 5
Раздел 1. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА 6
Глава I. ЭСТЕТИКА В СВЕТЕ ИСТОРИИ 6
§ 1. Имплицитная эстетика 7
Античность 7
Патристика 9
Греко-православное направление 14
Икона — особый символ. 15
Россия Нового времени. 20
Западноевропейское направление 29
Средние века. 29
Позднесредневековый период 30
Францисканец Бонавентура 30
Новое время. 32
Иррационально-духовное направление. 41
Эстетика романтизма 42
Солипсистское направление в символизме 46
§ 2. Эксплицитная эстетика 48
Западная Европа 48
Россия 55
Эстетика жизни 55
Владимир Соловьев 61
Ранний Лосев 75
Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 84
§ 1. Эстетическое 84
Место и функции эстетического в жизни и культуре 86
Реализация эстетического 90
Эстетический опыт 90
Феноменологический аспект эстетического опыта 91
Катарсис 92
§ 2. Вкус 93
§ 3. Прекрасное. Красота 99
Прекрасное в имплицитной эстетике 99
Прекрасное в эксплицитной эстетике 102
§ 4. Возвышенное 108
Возвышенное в имплицитной эстетике 108
Возвышенное в эксплицитной эстетике 109
§ 5. Безобразное 112
§ 6. Игра 115
§ 7. Трагическое. Комическое. Ирония 121
Трагическое 121
Комическое 125
Ирония 129
Глава III. ИСКУССТВО 132
§ 1. Искусство как эстетический феномен 133
Искусство в античном мире 133
Искусство в христианской культуре 135
Искусство в эпоху научно-технического прогресса 138
§ 2. Основные принципы искусства 143
Мимесис 143
Художественный образ 145
Художественный символ 148
Канон 151
Стиль 153
Форма-содержание 156
Раздел 2. НОНКЛАССИКА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ХХ ВЕКЕ 160
Глава IV. ЭСТЕТИКА ПАРАДОКСА 160
§ 1. Глобальные метаморфозы культуры 161
Духовные приоритеты Культуры 161
Пост-культура 162
Ницше 167
Новые парадигмы сознания 187
Глава V. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: АВАНГАРД 195
§ 1. Общие принципы 195
Классификация 197
По отношению к НТП 197
В отношении духовности 197
По отношению к политическим движениям 198
§ 2. Основные направления авангарда 200
Экспрессионизм 200
Кубизм 202
Абстрактное искусство 205
Василий Кандинский. 206
Супрематизм Казимира Малевича 211
Конструктивизм 217
Футуризм 219
Велимир Хлебников 223
Дадаизм 225
Реди-мейдс. 227
Сюрреализм 228
Хуан Миро 230
Глава VI. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: МОДЕРНИЗМ. ПОСТМОДЕРНИЗМ 235
§ 1. Модернизм 235
Символ ХХ века 237
Конкретное искусство 239
Абстрактный экспрессионизм 239
Поп-арт 240
Энди Уорхол 242
Минимализм 244
Концептуализм 245
§ 2. Постмодернизм 247
Персонажи 249
Энвайронмент 252
Акционизм 254
Глава VII. ПАРАКАТЕГОРИИ НОНКЛАССИКИ 256
§ 1. Лабиринт 257
§ 2. Абсурд 258
§ 3. Жестокость 260
§ 4. Повседневность 262
«Образование не-художников 263
§ 5. Телесность 264
§ 6. Вещь 267
§ 7. Симулякр 269
§ 8. Артефакт 269
§ 9. Объект 270
§ 10. Эклектика 270
§ 11. Автоматизм 271
Психический автоматизм 271
Сверхразумный автоматизм 271
§ 12. Заумь 272
Декларация заумного слова 272
§ 13. Интертекст 275
§ 14. Гипертекст 276
§ 15. Деконструкция 277
§ 16. Итоги радикального эксперимента 279
Вместо Заключения. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА 282
ПРИЛОЖЕНИЕ 293
- В.В.Бычков Эстетика
- I. Темы семинарских занятий1 293
- II. Темы студенческих рефератов и курсовых работ 293
- III. Список дополнительной литературы 295
- Введение
- Эстетика — это наука о гармонии человека с Универсумом.
- Раздел 1. Классическая эстетика Глава I. Эстетика в свете истории
- § 1. Имплицитная эстетика
- Античность
- Патристика
- Греко-православное направление
- Икона — особый символ.
- Россия Нового времени.
- Западноевропейское направление
- Средние века.
- Позднесредневековый период
- Францисканец Бонавентура
- Новое время.
- Иррационально-духовное направление.
- Эстетика романтизма
- Солипсистское направление в символизме
- § 2. Эксплицитная эстетика Западная Европа
- Россия Эстетика жизни
- Владимир Соловьев
- Ранний Лосев
- Глава II. Основные эстетические категории
- § 1. Эстетическое
- Место и функции эстетического в жизни и культуре
- Реализация эстетического
- Эстетический опыт
- Феноменологический аспект эстетического опыта
- Катарсис
- § 2. Вкус
- § 3. Прекрасное. Красота
- Прекрасное в имплицитной эстетике
- Прекрасное в эксплицитной эстетике
- § 4. Возвышенное
- Возвышенное в имплицитной эстетике
- Возвышенное в эксплицитной эстетике
- § 5. Безобразное
- § 6. Игра
- § 7. Трагическое. Комическое. Ирония Трагическое
- Комическое
- Глава III. Искусство
- § 1. Искусство как эстетический феномен
- Искусство в античном мире
- Искусство в христианской культуре
- Искусство в эпоху научно-технического прогресса
- § 2. Основные принципы искусства
- Мимесис
- Художественный образ
- Художественный символ
- Форма-содержание
- Раздел 2. Нонклассика. Эстетическое сознание в хх веке Глава IV. Эстетика парадокса
- § 1. Глобальные метаморфозы культуры Духовные приоритеты Культуры
- Пост-культура
- § 2. Основная симптоматика эпохи
- § 3. Главные тенденции художественно-эстетического сознания
- Новые парадигмы сознания
- Глава V. Феноменология искусства: авангард
- § 1. Общие принципы
- Классификация
- По отношению к нтп
- В отношении духовности
- По отношению к политическим движениям
- § 2. Основные направления авангарда
- Экспрессионизм
- Абстрактное искусство
- Василий Кандинский.
- Супрематизм Казимира Малевича
- Конструктивизм
- Футуризм
- Велимир Хлебников
- Дадаизм
- Реди-мейдс.
- Сюрреализм
- Хуан Миро
- Глава VI. Феноменология искусства: модернизм. Постмодернизм
- § 1. Модернизм
- Символ хх века
- Конкретное искусство
- Абстрактный экспрессионизм
- Энди Уорхол
- Минимализм
- Концептуализм
- § 2. Постмодернизм
- Персонажи
- Энвайронмент
- Акционизм
- Глава VII. Паракатегории нонклассики
- § 1. Лабиринт
- § 2. Абсурд
- § 3. Жестокость
- § 4. Повседневность
- «Образование не-художников
- § 5. Телесность
- § 6. Вещь
- § 7. Симулякр
- § 8. Артефакт
- § 9. Объект
- § 10. Эклектика
- § 11. Автоматизм
- Психический автоматизм
- Сверхразумный автоматизм
- § 12. Заумь
- Декларация заумного слова
- § 13. Интертекст
- § 14. Гипертекст
- § 15. Деконструкция
- § 16. Итоги радикального эксперимента
- Вместо Заключения. Постнеклассическая эстетика
- Приложение
- I. Темы семинарских занятий1
- II. Темы студенческих рефератов и курсовых работ
- III. Список дополнительной литературы Источники
- Исследования История эстетики
- Теорий1
- Справочные издания
- Именной указатель1
- Предметный указатель1
- Оглавление