logo
estetika

Психический автоматизм

Психический автоматизм, когда художник стремится в процессе творчества максимально отключить контроль сознания, разума и творить, руководствуясь только своей художественной интуицией, импульсами, получаемыми непосредственно из сферы бессознатель­ного. Этот тип автоматизма считали основой своего творческого метода сюрреалисты, при создании как визуальных, так и литера­турных произведений (метод «автоматического письма»). Его глав­ным теоретиком был фактический основатель сюрреализма А. Бре­тон. Он с опорой на фрейдизм, его теорию бессознательного, концепции сновидения и галлюцинаторных процессов посвятил раз­работке теории «психического автоматизма» немало страниц в своих теоретических и манифестарных сочинениях, руководствовал­ся им и в своей художественной практике (см. его тексты: «Авто­матическое послание», 1933; «Сюрреалистическое положение объ­екта», 1935; «О живых произведениях сюрреализма», 1954 и др.). В той или иной мере метода психического автоматизма придержи­ваются многие представители современных арт-практик, начиная с авангардных и модернистских. Он находит теоретическое обоснова­ние у постфрейдистов и постмодернистов.

Одной из форм психического автоматизма в литературе можно считать литературу «потока сознания». Это понятие ввел в науку американский философ и психолог У. Джемс, один из основателей прагматизма, в конце XIX в. («Принципы психологии», 1890), по­казавший, что сознание человека — это непрерывный поток, в котором различные психические настроения и мыслительные про-

496

цессы причудливо и своевольно переплетаются с бесчисленными ассоциациями, ощущениями, воспоминаниями, подсознательными образами и т.п. Идеи «потока сознания» нашли активную поддерж­ку в художественно-эстетическом поле ХХ в., в частности, в худо­жественной литературе, получив наиболее полное воплощение в творчестве таких крупных писателей, как М. Пруст, Дж. Джойс, В. Вульф, У. Берроуз. В них на первый план выходит изображение, имитация, моделирование (или даже попытки реального явления, презентации) практически не контролируемого разумом «потока сознания», т.е. психических состояний, переживаний, ассоциатив­ных мыслительных ходов, бессвязных полубредовых образов психи­ки, глубинных интенций бессознательного их героев. Классическим образцом романа «потока сознания», практически реализовавшим все возможности этого метода, стал «Улисс» Джойса (1922), по­строенный на причудливой полифонии ряда «потоков сознания» героев романа.