logo
estetika

§ 1. Имплицитная эстетика

Она уходит корнями в глубокую древность и представляет собой полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внут­ри других дисциплин (в философии, риторике, филологии, бого­словии, экфрасисе — древних описаниях произведений искусства и т.п.). Имплицитная эстетика существовала на протяжении всей истории эстетики и существует ныне. Условно в ней можно выделить три основных периода: протонаучный (до середины XVIII в.), клас­сический, совпадающий с развитием классической философской эс­тетики (середина XVIII—XIX в.) и постклассический (условно с Ф. Ницше и до настоящего времени).

В европейском ареале протонаучная эстетика дала наиболее значи­мые результаты в греко-римской античности, в Средние века, в Воз­рождении, внутри таких художественно-эстетических направлений, как классицизм и барокко. В классический период имплицитная эсте­тика особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма. Начавшийся с Ницше постклассический пери­од, основу которого составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно теоретическую эстетику (эксплицитную) на зад­ний план, на уровень школьной дисциплины. Эстетическое знание в ХХ в. наиболее активно развивалось внутри других наук (философии,

1 От лат. терминов implicite (неявно, в скрытом виде) и explicite (в разверну­том, явном виде).

14

филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствоведения и т.д.), т.е. опять приобрело имплицитный характер.