logo
estetika

В.В.Бычков Эстетика

Допущено Научно-методическим советом Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника для гуманитарных направлений и специальностей вузов России

Москва

ГАРДАРИКИ

2004

УДК 18(075.8) ББК 87.8 Б95

Рецензенты:

главный научный сотрудник Института философии РАН

доктор философских наук, профессор Л.И. Новикова;

старший научный сотрудник кафедры эстетики философского

факультета МГУ кандидат философских наук С.А. Завадский

Б95

Бычков В.В.

Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с. ISBN 8-8297-0116-2 (в пер.)

Книга одного из главных отечественных специалистов в области эсте­тики, ученого с мировым именем проф. В.В. Бычкова является учебником нового поколения, основывающимся на последних достижениях современ­ного гуманитарного знания и ориентированным на менталитет молодежи XXI в. Представляет собой полный курс эстетики.

В Разделе первом дается краткий очерк истории эстетической мысли и современное понимание основ, главных идей, проблем и категорий клас­сической эстетики, фундаментально подкрепленное ярким историко-эсте­тическим материалом от античности до ХХ в.

Второй раздел содержит уникальный материал новейшей неклассичес­кой эстетики, возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодер­нистского художественно-эстетического опыта ХХ в. и актуального фило­софско-эстетического дискурса. В приложении представлены темы основ­ных семинарских занятий по курсу и широкий спектр рекомендуемых тем рефератов, курсовых и дипломных работ с соответствующей библиогра­фией.

Учебник снабжен именным и предметным указателями. Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных дисциплин — фи­лософов, филологов, искусствоведов, культурологов, богословов; он будет полезен и всем желающим повысить свой эстетический вкус.

УДК 18(075.8) ББК 87.8

В оформлении переплета использован фрагмент картины Василия Кандинского «В голубом» (1925)

ISBN 8-8297-0116-2

© «Гардарики», 2004 © Бычков В.В., 2004

Введение 4

эстетика — это наука о гармонии человека с Универсумом. 5

Раздел 1. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА 6

Глава I. ЭСТЕТИКА В СВЕТЕ ИСТОРИИ 6

§ 1. Имплицитная эстетика 7

Античность 7

Патристика 9

Греко-православное направление 14

Икона — особый символ. 15

Россия Нового времени. 20

Западноевропейское направление 29

Средние века. 29

Позднесредневековый период 30

Францисканец Бонавентура 30

Новое время. 32

Иррационально-духовное направление. 41

Эстетика романтизма 42

Солипсистское направление в символизме 46

§ 2. Эксплицитная эстетика 48

Западная Европа 48

Россия 55

Эстетика жизни 55

Владимир Соловьев 61

Ранний Лосев 75

Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 84

§ 1. Эстетическое 84

Место и функции эстетического в жизни и культуре 86

Реализация эстетического 90

Эстетический опыт 90

Феноменологический аспект эстетического опыта 91

Катарсис 92

§ 2. Вкус 93

§ 3. Прекрасное. Красота 99

Прекрасное в имплицитной эстетике 99

Прекрасное в эксплицитной эстетике 102

§ 4. Возвышенное 108

Возвышенное в имплицитной эстетике 108

Возвышенное в эксплицитной эстетике 109

§ 5. Безобразное 112

§ 6. Игра 115

§ 7. Трагическое. Комическое. Ирония 121

Трагическое 121

Комическое 125

Ирония 129

Глава III. ИСКУССТВО 132

§ 1. Искусство как эстетический феномен 133

Искусство в античном мире 133

Искусство в христианской культуре 135

Искусство в эпоху научно-технического прогресса 138

§ 2. Основные принципы искусства 143

Мимесис 143

Художественный образ 145

Художественный символ 148

Канон 151

Стиль 153

Форма-содержание 156

Раздел 2. НОНКЛАССИКА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ХХ ВЕКЕ 160

Глава IV. ЭСТЕТИКА ПАРАДОКСА 160

§ 1. Глобальные метаморфозы культуры 161

Духовные приоритеты Культуры 161

Пост-культура 162

Ницше 167

Новые парадигмы сознания 187

Глава V. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: АВАНГАРД 195

§ 1. Общие принципы 195

Классификация 197

По отношению к НТП 197

В отношении духовности 197

По отношению к политическим движениям 198

§ 2. Основные направления авангарда 200

Экспрессионизм 200

Кубизм 202

Абстрактное искусство 205

Василий Кандинский. 206

Супрематизм Казимира Малевича 211

Конструктивизм 217

Футуризм 219

Велимир Хлебников 223

Дадаизм 225

Реди-мейдс. 227

Сюрреализм 228

Хуан Миро 230

Глава VI. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: МОДЕРНИЗМ. ПОСТМОДЕРНИЗМ 235

§ 1. Модернизм 235

Символ ХХ века 237

Конкретное искусство 239

Абстрактный экспрессионизм 239

Поп-арт 240

Энди Уорхол 242

Минимализм 244

Концептуализм 245

§ 2. Постмодернизм 247

Персонажи 249

Энвайронмент 252

Акционизм 254

Глава VII. ПАРАКАТЕГОРИИ НОНКЛАССИКИ 256

§ 1. Лабиринт 257

§ 2. Абсурд 258

§ 3. Жестокость 260

§ 4. Повседневность 262

«Образование не-художников 263

§ 5. Телесность 264

§ 6. Вещь 267

§ 7. Симулякр 269

§ 8. Артефакт 269

§ 9. Объект 270

§ 10. Эклектика 270

§ 11. Автоматизм 271

Психический автоматизм 271

Сверхразумный автоматизм 271

§ 12. Заумь 272

Декларация заумного слова 272

§ 13. Интертекст 275

§ 14. Гипертекст 276

§ 15. Деконструкция 277

§ 16. Итоги радикального эксперимента 279

Вместо Заключения. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА 282

ПРИЛОЖЕНИЕ 293