logo
estetika

Средние века.

Средние века. В западной средневековой эстетике можно выде­лить два главных хронологических периода — раннесредневековый

54

(V—X вв.) и позднесредневековый (XI—XIV вв.) и два основных направления — философско-богословское и искусствоведческое. У ее истоков стоит крупнейший отец латинской Церкви Блаженный Августин, хотя его эстетическая система далеко не полностью была воспринята в Средние века, но только отдельные ее части. Многие из сформулированных Августином эстетических положений сохра­няли свою актуальность на протяжении всего Средневековья. Для первого периода средневековой эстетики характерна охранительная позиция по отношению к античному наследию. Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский ввели в средневековое духовное поле основные представления античности о красоте (неопифагорейские и неопла­тонические идеи) и об искусстве. Боэций сохранил для Средневе­ковья античную теорию музыки, Кассиодор — классификацию ис­кусств (теоретические, практические и созидательные), Исидор много занимался терминологическими вопросами. Во времена Каро­лингов (середина VIII — начало X в.) в эстетике наблюдается про­цесс активного взаимодействия античных и христианских эстетичес­ких идей. Иоанн Скот Эриугена (середина IX в.) переводит на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, и их идеи оказывают сильнейшее влияние на всю средневековую эстетику.

Главное место в эстетических представлениях этого времени за­нимает божественная красота, воплощающаяся в «зримых обра­зах» — в единстве, целостности, порядке, форме. Видимая красота осмысливается как символ невидимой. Эриугена определяет прекрас­ное как «нечто незримое, становящееся зримым» и этим доставляю­щее воспринявшему ее «невыразимое наслаждение», т.е. начинают осознаваться как объективные, так и субъективные аспекты прекрас­ного. К широко распространенным античным представлениям об искусстве как о специфической искусной духовной и практической деятельности добавляются идеи о месте и функциях искусства в религиозной жизни человека. Особое внимание уделяется религиоз­ному содержанию изобразительных искусств, по-новому осмысли­вается аллегоризм. Художник понимается как посредник между Логосом и людьми, и искусство слова ценится выше живописи. Утверждаются три основные функции изобразительных искусств: 1) «книга для неграмотных»; 2) увековечение исторических собы­тий; 3) украшение интерьеров храмов. Последней функции уделяется особое внимание. Феномен иконы не играл на Западе столь сущест­венной роли, как в Византии или в Древней Руси, хотя иконы нередко встречались в католических храмах. Красоту архитектуры усматривали не в архитектурно-конструктивных решениях и элемен­тах, а в украшении храма (инкрустации, росписи, витражи, декора­тивно-прикладные искусства).

55