logo search
ответы по госэкзамену по истории искусств

1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи

Первобытное из-ое иск включает: барельефные, контурные и многоцветные изоб-я на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах, каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными, гравированными и живоп изоб-ми; мегалитические сооружения из огромных плит; орнаментированные изделия из кости и рога; различным образом декор-ые сосуды, украшения и многое другое. Первоначально появились знаковые изображения (отпечатки ладоней, «макароны» - разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резцами по камню) Палеолит (35-10 тыс лет до н.э.) В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульп. Гравированные рис на камне, кости и роге исполняли кремневым резцом; иногда рисовали пальцем на наносном слое глины на стенах пещеры. Краска наносилась примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Места, где найдены изобр были святилищами, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытных общин. Чтобы повлиять на успех охоты, чел-к прибегал к ритуалам. Рис эпохи верхнего палеолита поражают не только мастерством и свободой исполнения, но и пониманием поведения жив. Знание повадок жив для первобытных охотников явилось вопросом жизни и смерти, от этих знаний зависели благополучие и само существование рода. Звери изображались в различных позах, в движении: они идут, скачут, борются, щиплют траву. Часто их головы обращены назад, словно их преследуют охотники. Первобытные люди умели выразить в росписях, рельефах и гравированных изображениях, связанных с обрядами, определенное состояние зверя: испуг, настороженность, ярость, угрозу, удивление, любопытство, спокойствие, умиротворение. Рис исполнялся ни одной, а несколькими красками, он приобрел объемность – чему способствовало переход тона. Рисуя того или иного зверя на стенах святилища, человек не обращал внимания на то, что там уже было нарисовано множество животных, важно было исполнить свое изображение, перед которым охотники совершают ритуальный обряд. Поэтому рис наслаивались друг на друга, причем нередко так густо, что почти ничего нельзя было разобрать. Возможно, в таком наслаивании было умышленное намерение увеличить количество заклинаемых зверей. Мезолит (ок 10-5 тыс лет до нэ) Росписи и иероглифы в это время, как правило, на открытых местах, на скалах. Росписи представляют собой многофигурные композиции: сцены ритуальных действий, охоты и вооруженных столкновений, загона скота, вызывания дождя, сбора меда и т д. Изображения, особенно человека, стилизуются, схематизируются, иногда почти сводятся к знаку, это дает возможность усиливать динамику, ритм. Человек выработал способность мыслить отвлеченными категориями, отображать сложные явления. Возможно, схематизм возник потому, что ослабла наивная вера в изображение, как в двойника человека или животного и на первый план вдвинулась необходимость сообщения, рассказа о событии. В этом берет исток пиктография - рисуночное письмо. Неолит (ок 5-3 тыс лет до нэ) Человек научился обжигать глину т е впервые создал материал, которого не было в природе. Изготовление керамических изделий имела такое важное значение и было широко распространено в Неолите, что его еще называют керамическим веком. Изоб-я исполнялись не только на скалах и больших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рис, помимо фигур людей и животных, лодок и колесниц, запряженных лошадьми и быками, много различных знаков в виде кругов, спиралей, крестов, свастик, полумесяцев и других лунарных и солярных и иных символов. Это говорит о сущ-ии у чел-ка сложной мифологии и разнообразных культов природных стихий. Росп. постепенно схематизируются до сухого геометрического знака. В Ев наскальные росписи в новом каменном веке практически исчезают. Здесь широкое развитие получило изготовление и украшение глиняной посуды, а так же мелкая пластика. Посуду лепили еще без прим-ия гончарного круга. Стенки сосудов покрывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской, насечками, ямками, углубленными линиями и штрихами. Орнамент составлялся из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик, крестов, из стилизованных фигурок животных и человека. Орнаментальные узоры служили не только для украшения посуды: многие из них воплощали представления человека об устройстве мира и имели магическое значение. В создании орнамента появилось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясности и чувству ритма, симметрии, гармонии, эстетического чувства. Эпоха железа (ок 1тыс лет до нэ) В Западной Евр. последний этап истории первобытно общ-ва представлен культурой кельтов. В ее развитии выделяют два периода – гальштатской и латенский. Гальштатская керамика, созданная на гончарном круге, отличалась четкостью и правильностью очертаний. Помимо орнамента сосуды украшались изоб-ми зверей и люд. Большая, а иногда главенствующая роль человека в изоб-ом иск отражает новые черты мировоззрении людей Эп Жел. Художники стремились показать все свои стороны жизни человека на стенах гравир-сь сцены пиров и празднеств с игрой на муз инстр-х, кулачных боев, битв, охоты, религ-х процессий, жертвоприношений. Скифская кул-ра Наиболее яркой особенностью самобытной скифской кул-ры является так называемый звериный стиль. В отличии от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям хищников – кабанов, львов, тигров, барсов, орлов. Конечно. Изображались и олени, козлы, бараны, кабаны, рыбы. Большое внимание в скиф. Ис-ве уделялось и образам фантастических животных, например грифонам – зверям с телом льва, головой и крыльями орла. Звери обычно представлены в позах, выражающих напряженное состояние или борьбу.

В эпоху бронзы возникали формы отражения идеи и чувства человека – монументальная пластика и культовая ар-ра. Типичными сооружениями Эп Бр считаются мегалитические постройки, тесно связанные с рел-но-культ. Обрядами. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгиры (длинный камень) – это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20м) Они могут быть и едва оттесанными и покр-ми рельефной резьбой, м.б. увенчаны головой чел-ка или жив. Либо целиком выполнено как монументальная скульптура. Ставили их обычно на возв-ях, иногда они тянулись паралл-ми рядами на 2-3 км, порой были центром поселений. Возм, менгиры яв-сь объектом поклонения как символ плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний. Дольмены(каменный стол) - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они м.б многогранными или круглыми. На внутр-юю повер-сть плиты иногда наносились символ знаки. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгир. Д были местом захоронения членов рода. Кромлехи (круг) самые значимые соор-ия древ., представляют собой расп-ые по кругу или незамкнутой кривой каменные плиты или огромные монолитные столбы. Кругов (концентрических) м.б. несколько. Иногда столбы перекрывались гориз-ми каменными плитами. К распол-ся вокруг кургана или жерт-го камня. Это первые известные культовые сооружения. В то же время К, вероятно, служили древнейшими обсерваториями. Одним из самых знаменитых англ. К яв-ся Стоунхендж – мегалитическая постройка тех времен, когда еще не были изобретены ни блок, ни колесо.