40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов,Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учениковимператорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников»позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили: И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Корин, А. Е. Архипов, В. А. Суренянц Бялыницкий-Бируля В.К. Моравов А.В.
Подъем общественной борьбы, борьба за независимость искусства.
Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм. Задачи выставок : демонстрация достижений демократического реализма, воспитание зрительской аудитории и сбыт.
41. Творчество И.Е. Репина как пример метода аналитического реализма.
Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. И.Е.Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Начальные ху¬дожественные навыки Репин получил в школе военных топографов и в мас-терской местного живописца И. М. Бунакова. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств.
«К 1859 году мечты мои о Петербурге, — пишет Репин, — становились все неотступнее; только бы добраться и увидеть Академию художеств». В 1863 году Репин смог поехать в Петербург. Здесь он поступил в Рисоваль¬ную школу Общества поощрения художников, где преподавал И. Н. Крам¬ской — тогда еще совсем молодой художник; а в январе 1864 года был принят в Академию. Под влиянием Крамского Репин помимо обязательных ака¬демических заданий на исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из окружающей жизни, особенно увлекшись на первых порах портретами родных и близких.
Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Репин не признавал «искусства для искусства». «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст». Аналитический реализм Репина- он собирает в картине не только положительные моменты, но и отрицательные моменты жизни. Он выступал - за искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», - утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени. Репин обнаружил свою склон¬ность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем.
Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской дейст¬вительности, низводящее людей до уровня рабочего скота.
«Бурлаки на Волге» (1870—1873) – Полотно глубже и полнее других произведений раскрывало все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую несправедливость угнетения народа. Показывая неимоверные усилия людей, исполняющих «службу скотинную» (по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раск¬рытию характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга. В среде бурлаков Репин сумел раскрыть настрое¬ния глубокого недовольства жизнью, ожесточения, протеста, сумел по¬чувствовать в этой пестрой и разнохарактерной толпе народа нечто значи¬тельное.
В Чугуеве же был исполнен портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова — «Протодиакон», который был принят на 6-ю Передвижную выставку. Это была первая работа художника, экспонированная у перед¬вижников. Репин становится членом Товарищества передвижных худо¬жественных выставок. Вся его дальнейшая творческая жизнь оказалась безраздельно связанной с деятельностью этого передового художественного объединения.
«Протодьякон»- обобщение, типологический портрет. Ненависть и одновременно восхищение. Все в нем — мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взгля¬дом маленьких заплывших глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, — обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, да¬лекую от христианских идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Так правдивое изображение наблюденного в жизни характера в силу его типичности и глубины пости¬жения художником приобретало большой общественный смысл, разобла¬чая истинную природу духовенства.
«Не ждали» 1884- Работа на революционную тему. Бытовой жанр. Сложные чувства. Революционер явился с ссылки. Испуг дочери, а у самого революционера на лице чувство вины перед близкими. Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера. Стремление Репина к психологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося — потрепанный армяк, стоптанные сапоги, — так и неожи¬данность его прихода). Пройдет этот минутный столбняк, парализовавший всю семью, и чувства хлынут наружу, выльются в какие-то шумные вос¬клицания, порывистые движения, суету. Репин не изображает всего этого, предоставляя зрителю домыслить в воображении запечатленную сцену. В картине царит напряженная тишина.
Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х — начало 90-х годов, совпадая со временем расцвета русской демократической живописи. В этот период Репиным была создана большая часть его лучших работ — картин на темы из жизни народа и революционно-освободительной борьбы, исто¬рических полотен, портретов.
«Крестный ход в Курской губернии»- (1880—1883)- Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкое истолкование. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление веру¬ющим. Но не следует сводить замысел художника к критике религиозных обрядов и предрассудков. Сюжет крестного хода увлек Репина своей коло¬ритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провин¬ции, развернуть перед зрителем великое множество человеческих характеров и социальных типов.
Портретная живопись:
«Портрет композитора Мусорского»- Портрет написан в феврале 1881 года. Спился, но не опустился, сильный человек, огромный внутренний мир. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Конкрет¬ность изображения одутловатого от болезни лица композитора, его помут¬невших, словно выцветших глаз, мягких спутавшихся волос просто порази-тельна. Но за всем этим очень явственно проступает иное. Чистые, как родниковая вода, печальные и все понимающие глаза осве¬щают лицо Мусоргского; приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубо¬кий, думающий, натура широкая, богатырская.
Историческая живопись:
«Царевна Софья» (1879)- сестра Петра 1, заточена в Новодевичьем монастыре.
«Иван Грозный убивает своего сына» (1881—1885)- Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душев¬ного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке ко¬торого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии стар-ческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным, живым. Таким оно становится благодаря переполняющим ца¬ревича чувствам — жалости к отцу и прощения.
«Письмо турецкому султану»- разнообразные характеры. Композиция круговая.
42. Значение творчества В.И. Сурикова.
Васи́лий Ива́нович Су́риков (24 января 1848, Красноярск — 19 марта 1916, Москва) — великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища.
Суриков впервые показал узнаваемую национальную русскую историю во всей ее сложности и конфликтности. Заставляет размышлять.
«Утро стрелецкой казни»- заставляет размышлять о казни. Утро как начало новой эры, пасмурность, грустное мучительное состояние. Не довел до окончательного конфликта. Свеча в руках у стрельцов как жизнь, на фоне белых рубах. Девочка тянет руки к зрителю, чтоб он был ближе к стрельцам. Сострадание стрельцам. Прав ли Петр 1? Извечный неразрешимый конфликт.
«Боярыня Морозова»- Сильные, сложные характеры. Закончила жизнь в земляной тюрьме от голода. Религиозный фанатизм обличает. Юродивый повторяет жест Морозовой.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.