logo
ответы по госэкзамену по истории искусств

51. Диего де Сильва Веласкес

Дие́го Родри́гес де Си́льва Вела́скес (6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) —испанский художник, один из величайших представителей испанского золотого века. Учился живописи в родном городе уФрансиско Эрреры Старшего и у Франсиско Пачеко, на дочери которого, Хуане Миранде, он женился в 1618 году.

Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. bodegon — трактир). В основном это были натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. («Завтрак», около 1617—1618; «Старая кухарка», около 1620; «Завтрак двух юношей», «Водонос», около 1621). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов» (1619); «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620).

Прежде всего в них ощущается внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистского искусства, многие образцы из которого были доступны в Севилье. А также долгое пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, тщательность рисунка, точность сходства с моделью.

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам («Триумф Вакха, или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим — «Сдача Бреды» (1634).

Портреты, созданные Веласкесом в 1630—1640 годах, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Хотя в портретах Веласкеса обычно отсутствуют жесты и движение, они необычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Веласкесу удавалось в портрете передать характер человека, показать противоречивость черт его характера.

Наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1648), а также серия портретов карликов и шутов (Los truhanes).

Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651;Филипп IV, 1655—1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).

Со сменой правящей династии (Испанские Бурбоны) французское барокко и рококо вытеснило в высших слоях столь прекрасно созданный Веласкесом реализм и натурализм.

Позже к наследию Веласкеса обратились уже романтики и импрессионисты.

Религиозные и мифологические сюжеты

 «Поклонение волхвов» (1619, Прадо, Мадрид).

 «Христос в доме Марфы и Марии» (1620, Национальная галерея, Лондон).

 «Изгнание мавров» (1627, Прадо, Мадрид).

 «Триумф Вакха или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид).

 «Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид).

 «Распятый Христос» (1632, Прадо, Мадрид).

 «Сдача Бреды (Лес Копий)» (1634, Прадо, Мадрид).

Портреты:

 «Портрет графа Оливареса» (ок.1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

 «Конный портрет короля Филиппа IV» (1635, Прадо, Мадрид).

 «Портрет Филиппа IV в военном костюме, называемый Ла Фрага» (1644, Нью-Йорк, Галерея Фрик)

 «Портрет Филиппа IV» (1656, Прадо, Мадрид).

(Всего было написано около полутора десятков портретов короля в течение 37 лет).

 «Портрет папы Иннокентия X» (1650, Рим).

 «Портрет инфанты Марии Терезы» (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).

 «Портрет инфанты Маргариты» (1660, Прадо, Мадрид).

 «Менины (Фрейлины)» (1657, Прадо, Мадрид).

 «Портрет инфанты Маргариты» (Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков, Киев