59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Тициана, Веласкеса, Гойи, Делакруа (романтизм). Мане стремился наполнить мотивы актуальным содержанием, внести классические композиционные изображения современного человека («Завтрак на траве», «Олимпия»). Внимание Мане к современности проявилось прежде всего в бытовом жанре, они словно выхвачены из будничного течения жизни. Сцены полны лирической одухотворенности («Завтрак на траве»).
«Любитель абсента» (1858-59). Этой картиной Мане как бы заявляет, что не хочет иметь дела с исторической живописью, и хочет искать моделей из современной жизни. Он говорил, что просто нарисовал картину из жизни, но «Салон» ужаснулся от этой работы. «Салон» сказал, что это зарисовка низкого образа жизни (Салон принимали работы на выставку прописанные, на библейскую тему). Мане изображает глаза в тени, тем самым пытаясь сказать, что он конченый человек ( что «нет света» в его глазах).
Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Мане. На его картине «Завтрак на траве» мы видим живых парижан 60х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника, игнорирование им общепринятых академических канонов красоты, а так же привычной сюжетной «законченности» изображения. Герои Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины есть и дерзкая непосредственность, и глубокая мечтательность. Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с великими мастерами прошлого. Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему «Завтрака на траве»… В стиле картины соединены 2 характерные для Мане тенденции – стремление к пленеру и к более материальной и пластичной живописной манере. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и замечательный натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Описание: мужчины, будто не замечают обнаженную девушку, они так увлечены разговором. Фону не хватает глубины, что кажется, что фон был написан в мастерской, а не на природе. Девушка на заднем плане непропорционально большая. Манне не пытался скрыть мазки кисти, и картина, поэтому в некотрых местах выглядит незаконченной.
Начиная с «Завтрака на траве», отвергнутого официальным «Салоном» и выставленного в только что открытом «Салоне отверженных», начался непримиримый конфликт манне с официальным искусством. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой «Олимпии». Художник «осовременил» в «Олимпии» традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом. Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного из критика того времени «изобразил женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной». Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами «Завтрака», но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ. Как и обнаженная в «завтраке» «Олимпия»(моделью для нее послужила так же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В живописном отношении «Олимпия» - одна из вершин творчества художника. В ее утонченной и смелой цветовой гармонии проявилась высочайшая живописная культура Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто принципиально новое. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением, добивался особой интенсивности цвета. В итоге картина приобретает законченность стиля. В художественных принципах «Олимпии» лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а «иделообразность» женской фигуры прямо предвосхищала образы Гогена. Описание: скандальная нагота девушки. Олимпия в переводе проститутка. Мане не хотел всех шокировать, «Олимпией» он хотел возродить ренессанс, показать современную богиню. Цветовая гамма отличается сдержанностью тонов, он отказался от мазков, изображение более плоскостное.
Другие крупные произведения Мане 60х годов – «Завтрак в мастерской»(1868) и «Балкон» (1868) явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Гойи. Описание: «Балкон» фон перегружен цветом (темное пространство, людей пишет плоскими пятнами цвета, силуэтами.)
Мане писал паржские улицы и кафе, скачки в Лоншанте, речные сцены, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Но хотя Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением. Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами – большей связью в традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей спонтанной жизненности, выхваченными из потока того времени. Тем не менее в 70е годы художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». Картина эта – подлинная фантастика цвета и света. Кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружевов, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, розового, оранжевого, желтого, серебристо-сиреневого – а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором манне, как всегда, заставляет нас ощутить загадочную глубину человеческой личности с помощью зеркального отражения художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. В конце жизни источником вдохновения бары, кафе. «Официантка с пивом» отражает любовь к человечеству. «Кафе» подчеркивает человечность кафе, жизненную энергию. Хотел описать повседневную жизнь.
Вывод: Мане из первых художников, который заметил отчуждения людей друг от друга, изображаемые им персонажи находятся рядом, но как не замечают окружающих. Мане фиксировал свои мимолетные впечатления, стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть людей. Внес свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображал духовную жизнь, сильные страсти.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.