15 Типологическое разнообразие византийских храмов
В V в. могучая Римская империя пала, а вместе с ней ушел в прошлое и ан¬тичный мир. На берегу Босфора императором Константином был возведен г. Константинополь — «Новый Рим» — столица Византийского государства. Ви¬зантийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев», как себя называли ее жители. С одной стороны, ее культура явилась продолжением богатой античной культуры, а с другой — началом культуры средневековой. Ви¬зантия — наследница античности — испытала на себе и влияние культуры наро¬дов Востока, и творчески переработала их художественные традиции.
Достоинства Византийской архитектуры:
— создание нового типа церковного здания — крестово-купольного храма;
— выработка иконографии, подчиненной строго обоснованным законам (ка¬нонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси;
— осуществление синтеза мозаичных и фресковых росписей в храмах.
Главным архитектурным сооружением стала базилика — храм, назначение ко¬торого существенно отличалось от архитектуры прошлого. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допус¬кал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыва¬нием божества, то византийские базилики стали тем местом, где верующие соби¬рались на богослужение. Они рассчитаны на пребывание в них человека.
Базилика (греч. «царский дом») — вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части — нефы (по греч. «корабль»), количество кото¬рых достигало 3 или 5. Все храмы ориентированы на восток, где находится центр Земли — Иерусалим. На востоке в торце основного прямоугольника располага¬ется полукруглая ниша — абсида — с расположенным в ней алтарем — священ¬ной частью храма. К входу в здание на западе обычно примыкает двор — атри¬ум, окруженный покрытой кровлей колоннадой. Для византийских храмов ха¬рактерен контраст между внешним и внутренним обликом. Внешне храм скуп и строг, внутри украшен фресковыми и мозаичными росписями на стенах.
Позднее большое значение приобретает новый тип храма — крестово-купольный, имеющий в плане форму креста и завершенный в центре куполом.
Базилики Византии были всегда трехнефными (базилика Святого Франчес¬ка в Равенне, IX в.).
Самым значительным храмом византийской архитектуры стал собор Святой Софии в Константинополе (532—537 г. н.э.), соединивший базилику с куполь¬ным перекрытием. В плане этот собор представляет собой большой прямоуголь¬ник, в центре которого четыре массивные опоры образуют огромный квадрат. Центральный купол Софии имеет в диаметре 31,5 м. К центральному куполу примыкают еще два, более низких купола.
Храм Святой Софии — «Премудрости Божией» — выражал непостижимость восприятия Вселенной, воплощал идею могущества Византийской империи. Строили собор зодчие Анфимий и Исидор.
Мировую славу приобрели мозаики Византии, где впервые стали применять окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты, с тончайшей золотой поверхностью. Их цвет символизировал роскошь и богатство и был самым ярким и сияющим из всех цветов. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в г. Равенне (IV в. н.э.).
Византийские центрально-купольные храмы были либо однокупольными, либо пятикупольными. Еще одним известным сооружением Византийской архи¬тектуры являлся мавзолей Теодорико в Равенне.
В IV—XIII вв. наибольшее распространение получило строительство монас¬тырских ансамблей. Центром архитектурной композиции монастыря был главный храм (так называемый каталикон, или кафаликон). Господствующим типом храма оставался крестово-купольный, прямоугольные помещения которого, перекрытые обычно цилиндрическими сводами, составляли в плане равноконечный крест; в средокрестии на световом барабане размещался купол. Примером такой построй¬ки служил каталикон монастыря Хосиос Лукас в Фокиде (около 1020 г.).
Рациональность и несложность конструктивного решения, прочность и ус¬тойчивость, завершенность композиции способствовали распространению крестово-купольных храмов за пределами Византии (храм Гроба Господня в Иерусалиме освящен в 1149г.)
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.