logo
ответы по госэкзамену по истории искусств

37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).

Романти́зм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Пришло в Россию данное течение с Франции, в которой стало популярным после Великой французской революции - кровь, потрясение, диктатура Наполеона.

Предпосылки: Драматические события, в частности война 1812 года - патриотизм народа, двойная ноша. Восстание декабристов (1825) - мрачный период упадка, разочарования. И особое романтическое (эмоциональное) мироощущение личности. Различные чувства – патриотизм, национальный подъем, после 1825 года - апатия, разочарование, упадок.

Общие черты романтизма: Экстремальные, необычные сюжеты – средневековые сюжеты, мистические, приключенческие, восточные сюжеты. Игра чувств, динамика, ассиметрия, неуравновешенность композиции, построена на контрастах. Живопись динамичная, активная цветовая гамма, колорит.

Русский же классицизм отличается тем, что не преодолел до конца черты классицизма. В портрете и пейзаже романтизм более спокойный.

1)К.П. Брюллов

« Последний день Помпеи» - Классицизм (история античного мира, ее конец, трактуется как античный миф. Герои – под классические идеалы – красота внешняя и внутренняя. Нравственный подвиг во имя родственников – выглядит благородно, но с застывшими позами, скульптурной лепки. 3-х плановость композиции ( первый план подобен сцене, второй – это дома, а третий огонь). Декоративные драпировки – принцип классицизма. Главная сцена вписана в треугольник). Романтизм ( сюжет : гибель города, эмоциональное сочетание смерти и жизни, аллегорический портрет (классический) борется языческий идеал и новая христианская вера. Задний план контрастно решенный.

« Автопортрет» - поздний романтизм.

« Всадница»

« Итальянский полдень»

2) А.А. Иванов

«Явление Христа народу»

3) Ф.А. Бруни

« Медный змей»

4) О.А. Кипренский

« Автопортрет с кистями за ухом»

«Портрет Е. Д. Давыдова» - ранний романтизм.

«Портрет Е. С. Авдулиной»- усталость, болезненность, надменность, цветок на фоне темного неба.

« Портрет Пушкина» - шарф, закрытый жест, вдохновенное лицо, фигура музы. Живописный памятник.

5) В.А. Тропинин

Халатные портреты, чтобы передать живость характера, вдохновенное лицо. Великий русский поэт.

«Автопортрет» - герой , « Я- художник!», контрастно освещенные лица.

« Портрет сына Арсения» - светлый, чистый, нежный.

Множество типизированных образов. Сделал шаг к реализму ( бытовые).

6) Сер. 19 в. И.К. Айвазовский

«9 вас»

« Стамбул. Лунная ночь» - восток.

« Чусменский бой» - морские сюжеты.