37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
Романти́зм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Пришло в Россию данное течение с Франции, в которой стало популярным после Великой французской революции - кровь, потрясение, диктатура Наполеона.
Предпосылки: Драматические события, в частности война 1812 года - патриотизм народа, двойная ноша. Восстание декабристов (1825) - мрачный период упадка, разочарования. И особое романтическое (эмоциональное) мироощущение личности. Различные чувства – патриотизм, национальный подъем, после 1825 года - апатия, разочарование, упадок.
Общие черты романтизма: Экстремальные, необычные сюжеты – средневековые сюжеты, мистические, приключенческие, восточные сюжеты. Игра чувств, динамика, ассиметрия, неуравновешенность композиции, построена на контрастах. Живопись динамичная, активная цветовая гамма, колорит.
Русский же классицизм отличается тем, что не преодолел до конца черты классицизма. В портрете и пейзаже романтизм более спокойный.
1)К.П. Брюллов
« Последний день Помпеи» - Классицизм (история античного мира, ее конец, трактуется как античный миф. Герои – под классические идеалы – красота внешняя и внутренняя. Нравственный подвиг во имя родственников – выглядит благородно, но с застывшими позами, скульптурной лепки. 3-х плановость композиции ( первый план подобен сцене, второй – это дома, а третий огонь). Декоративные драпировки – принцип классицизма. Главная сцена вписана в треугольник). Романтизм ( сюжет : гибель города, эмоциональное сочетание смерти и жизни, аллегорический портрет (классический) борется языческий идеал и новая христианская вера. Задний план контрастно решенный.
« Автопортрет» - поздний романтизм.
« Всадница»
« Итальянский полдень»
2) А.А. Иванов
«Явление Христа народу»
3) Ф.А. Бруни
« Медный змей»
4) О.А. Кипренский
« Автопортрет с кистями за ухом»
«Портрет Е. Д. Давыдова» - ранний романтизм.
«Портрет Е. С. Авдулиной»- усталость, болезненность, надменность, цветок на фоне темного неба.
« Портрет Пушкина» - шарф, закрытый жест, вдохновенное лицо, фигура музы. Живописный памятник.
5) В.А. Тропинин
Халатные портреты, чтобы передать живость характера, вдохновенное лицо. Великий русский поэт.
«Автопортрет» - герой , « Я- художник!», контрастно освещенные лица.
« Портрет сына Арсения» - светлый, чистый, нежный.
Множество типизированных образов. Сделал шаг к реализму ( бытовые).
6) Сер. 19 в. И.К. Айвазовский
«9 вас»
« Стамбул. Лунная ночь» - восток.
« Чусменский бой» - морские сюжеты.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.