logo
ответы по госэкзамену по истории искусств

12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения

Древнеримская цивилизация дала миру много достижений: прекрасно спланированные города, мощеные до¬роги, великолепные мосты, здания терм и др. Однако римляне не прояв¬ляли такого интереса к искусству, как древние греки. Больше всего ценились у римлян воинская доблесть и подвиги. В отличие от древних греков мифоло¬гия у римлян не получила широкого развития. Их больше занимала не жизнь богов, а реальные воинские победы и завоевания, которые они отражали в исторических преданиях. Одним из достижений римского искусства был скульптурный портрет, точно переда¬ющий как внешние черты, так и внутренний мир человека.

Согласно сложившемуся культу предков, знатные римляне заказывали скуль¬птурное изображение головы покойно¬го и хранили его дома в специальных шкафах. Изображения делались из гли¬ны, дерева, легкого камня, реже из бронзы. С конца II в. до н.э. в Риме по-явился обычай снимать с лица по¬койного маску, по которой делалась отливка, точно передающая его черты. Причем этот обычай римляне заимствовали из Греции, где он распространился в эпоху эллинизма. Но маски для греческого скульптора были лишь подсобным материалом при создании портрета. Римские же мастера, рабо¬тавшие над портретом в мраморе или бронзе, точно следовали отливке, со¬храняя все, даже мельчайшие черты лица. В праздничных процессиях рим¬ляне шествовали, неся с собой порт¬реты предков как знак своего знатно¬го происхождения. Для республиканского времени характерны небольшие по размеру бюсты видных общественных деятелей. Во второй половине I в. до н.э. портрет¬ные образы достигают яркой выразительности. Так, портрет Юлия Цезаря воплощает движение души: Цезарь смотрит вопросительно, с укором.

В римском скульптурном портрете республиканского периода были заложены основы развития всего западно¬европейского портретного искусства. В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. Ведущее место в римской скульптуре по прежнему за¬нимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческо¬го искусства. В век правления Августа, который в искусстве называют «авгус¬товским классицизмом», резко изменился характер образов: в них воплотился идеал строгой классической красоты, отражающий тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились придворные парадные портреты в рост, исполненные сдер¬жанности и величия. Вместе с тем официальный порт¬рет этого времени полон жизненности и достоверности. Так, парадная статуя Августа в военных доспехах (I в. н.э.), несмотря на традиционную помпезность, отмечена естественностью и точным портретным сходством. Август изображен в одежде полководца, в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте, словно он , обращается к своим легионам. Непокрытая голова и босые ноги статуи ука зывают на то, что скульптору были известны традиции греческого искус¬ства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает композиции Поликлета.

Портрет флавиевского времени — образец высочайшего развития этого жанра, отмечен большей индивидуали¬зацией характеров. При этом пласти¬ческое решение скульптур обогащает; динамизм энергичных ракурсов и по¬воротов.

Отличительной чертой римского скульптурного портрета является пе¬чально-усталый взгляд, свидетельствующий о разочарованности в жизни. Такое впечатление создавалось за счет того, что глаза делали преувеличенно большими, с тяжелыми, как бы при¬пухшими веками и поднятыми вверх зрачками. В эпоху Антонинов так изо¬бражали всех, даже детей. Со времен Адриана возникла тра¬диция изображать лицо в обрамлении пышной прически. Особой виртуозно¬сти в этом достигли скульпторы при Марке Аврелии. Они изобрели ряд тех¬нических приемов, чтобы передать богатую игру светотени на волосах: каждую прядь волос высверливали и соединяли с другой прядью специаль¬ной перемычкой, а в ней дополнитель¬но углубляли бороздки. Затем каноны изображения измени¬лись — перестали делать пышные за-витки волос, прошла мода на усы и бороды у мужчин. Главной задачей ста¬ло выявление пластики формы.

В портрете свирепого и подозри¬тельного римского императора Каракаллы (211—217) точно передан его характер. Это прежде всего солдат, че¬ловек действия. Пороки императора не были ни для кого секретом. Каракалла — типическое воплощение мрач¬ного, жестокого тирана. Ничего не укрылось от художника: отвисшие жи¬ровые складки, мешки под глазами, щетина на плохо выбритом подбородке.

В мраморе древнеримские ваятели запечатлевали и образы людей, дале¬ких от императорской власти, напри¬мер: чванливого, обрюзглого Вителлия; сириянки с изысканной прической и туманным меланхолическим взором; по-солдатски грубого Филиппа Арави-тянина; супругов Катона и Порции, трепетно и бережно относящихся друг к другу. Все эти работы — пример глу бокой и точной психологической ха¬рактеристики и блестящего мастерства. Римские скульптурные портреты кажутся поразительно живыми.

Древнеримский скульптурный пор¬трет не похож ни на египетский, ни на греческий: его отличает особая ду¬ховность. Портрет — лучшее, что со¬здали римляне в области скульптуры. В развитии римского искусства, в частности портрета, и в республиканскую эпоху, и в более поздние периоды можно видеть различные художественные течения. Вкусы римских заказчиков были разнообразны, одни придерживались традиционного физиономического портрета, другие — почитатели греческой культуры и искусства — брали за образец греческие произведения.