Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
Предпосылки:
Век Екатерины II.
Век русского Просвещения.
Основные установки — 1) патриотизм, гражданственность;
2) воспитание идеального общества, слуга отечества; = разностороннее развитие личности; = учебные заведения закрытого типа (т.е. интернатного вида, в изоляции от семьи; кадетские, военные, худож. учебные заведения) ;
3) Академия Художеств – Оплот классицизма (учебное заведение, гос.учреждение, насаждавшее классицизм, как главный стиль эпохи.)
За образец была взята франц.Академия Художеств.
В 1757г. был учрежден устав (скопированный с франц.Ак.Худ-в), стало строиться специализированное здание для Академии. Кокоринов –первый главный ректор, архитектор Ак.Худ-в.
Академия делилась на:
Воспитательное училище
(мальчики с 5-6 лет) Академию Художеств (Императорская Ак-я трех главных Художеств: живописи, ваяния и зодчества.)
Предметы:
Рисунок (с образцов), гравюры с картин.
Античность и эпохи Возрождения
(ради формирования идеала красоты) 3 отделения (на основе усвоенного материала)
Живопись;
Ваяние;
Зодчество.
Вся жизнь художников была связана с Академией художеств. (Бесталанные ученики, не получившие медаль, не имеющие особого успеха, становились исполнителями в подмастерье.)
Общая характеристика:
1) опора на античность;
2) композиция: симметричная, (статичная, принцип треугольника, уравновешенная)
3) ясность и простота ( гармония), (геометрические формы, завершенность форм)
Русский классицизм основан, конечно, на тех же принципах, что и классицизм европейский. Он привержен большим обобщениям, «общечеловеческому», стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Идея Отечества, так же, как и руссоистская идея «естественного человека»,–основные в его программе.
Период:
1) Ранний классицизм (элементы барокко, переход к классицизму) 1760-1780гг;
2) Строгий классицизм (зрелый), 1780-1800гг;
3) Высокий классицизм (лучший) (Русский ампир», т.е. стиль империи.. Под влиянием победы в войне 1812г. наступает пик.) 1800-1820гг.
Ранний кл-зм.
Крупнейшие мастера раннего классицизма А.Ф. Кокоринов (1726– 1772) и француз Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729–1800) – авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764–1788), в котором учтено важное в градостроительном отношении местоположение здания на берегу Невы. В плане оно представляет собой почти квадрат, в который вписан круглый внутренний двор, а по углам –малые служебные. Цокольный и первый этажи являются неким рустованным пьедесталом, два верхних объединены общим ордером. Почти ничто уже не говорит об уходящем барокко, лишь средняя часть фасада с колоннами и статуями построена на игре выпуклых и вогнутых поверхностей. Все привычные для барокко элементы: филенки, тяги, наличники –строго упорядочены. Кокоринов стал первым профессором-руководителем архитектурного класса в Академии, здание которой он строил. Валлен-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа (1764–1769) и фасады и арки лесных складов Адмиралтейства, так называемая «новая Голландия» (1765–1780), строительство которых было начато еще С. Чевакинским.
Ринальди строит в Петербурге Мраморный дворец (1768–1785), названный так потому, что нижний этаж его облицован гранитом, а два верхних, объединенных коринфскими пилястрами и полуколоннами,– цветным олонецким мрамором. П-образный дом. В этот период архитектуре вообще свойственно использование естественного материала, тонкое понимание красоты разных пород камня.
Баженов В.И. Дом Пашкова. (ордерная система, купол, ротонда. Барокко: в резких контрастах- верхний и нижний этажи, лестницы, вазоны, балюстрады, декоративность, на стене и на основании портиков барельефы.) Умению располагать здание в природной среде Баженов учился у древнерусских зодчих. Это прекрасно видно на примере дома П.Е. Пашкова (1784–1786, старое здание РосГосБиблиотеки) в Москве, расположенного на откосе высокого холма, напротив Кремля, у впадения Неглинки в Москву-реку,–одного из самых красивых домов столицы и по сей день.
Баженов –автор многих великолепных архит.проектов в Петербурге и Москве, часть которых была построена, и многое осталось лишь на бумаге.
Крупнейший зодчий второй половины XVIII в.– Иван Егорович Старов (1744–1808). В духе раннего классицизма решены его некоторые загородные усадьбы (Никольское-Гагарино под Москвой, 1773–1776). В эти же годы он возводит в Петербурге Троицкий собор Александро-Невской лавры на месте старого, начатого еще при Петре и предназначенного теперь служить мавзолеем Александра Невского (1774–1790). Отсюда сохраненный им тип трехнефной базилики с куполом и двумя башнями-колокольнями. Благодаря реконструкции Старовым подъезда к Лавре, въездных ворот и площади около них был создан целостный ансамбль, который включил в себя архитектуру начала и конца столетия и завершил Невскую перспективу. Но самое значительное сооружение Старова –Таврический дворец (1782–1789). Таврический дворец – огромная городская усадьба Г.А. Потемкина – предназначен для торжественных приемов и пиршеств. Главный корпус размещен в глубине парадного двора. Главный зал, которому закругленные торцы придают овальную форму, делит весь комплекс интерьеров на две части: с одной стороны –комнаты, объединенные купольным залом, с другой – зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает роскошь и даже некоторую преднамеренную театральность интерьеров.
Строгий кл-зм
В 1792–1796 гг. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, где основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806–1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой.
Скульптура
Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос – общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности. Стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском – идеально-прекрасное, гармоничное, совершенное начало.
Высокий кл-зм. (Русский ампир)
1) триумфальный характер, т.е. все здания в честь победы в войне 1812г;
2) монументальность, масштабность (огромные);
3) через синтез скульптуры и архитектуры. Синтез-это равенство и содружество двух видов искусства на основе общей идеи.
4) ансамблевый характер(центры городского ансамбля и скульптурные дополнения).
Захаров А.Д. Ансамбль : Здание Адмиралтейства, Башня Адмир-ва, Щедрин « Нимфы, держащие земной шар»(2скульптуры по бокам входа в Адм.-во)
Воронихин . Ансамбль. Казанский собор, Орловский- «Памятник Кутузову», «Памятник Бартлаю-де-Толли».
Стрелка Васильевского острова . (Тома’ де Томо’). Расстральные колонны(2маяка).
Росси. Дворцовая площадь. Ансамбль.
Здание главного штаба. Монферан- «Александрийский столп»,
Знаменитая триумфальная арка.
Ансамбль Михайловского дворца(Русский Музей) и площади Искусств.
Сенатская площадь. Памятник Петру 1 на коне (Фальконе).
Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (к 200-летию победы). Тема всенародного подъема, построен на собранные народом деньги.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.