logo
ответы по госэкзамену по истории искусств

Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.

Предпосылки:

Век Екатерины II.

Век русского Просвещения.

Основные установки — 1) патриотизм, гражданственность;

2) воспитание идеального общества, слуга отечества; = разностороннее развитие личности; = учебные заведения закрытого типа (т.е. интернатного вида, в изоляции от семьи; кадетские, военные, худож. учебные заведения) ;

3) Академия Художеств – Оплот классицизма (учебное заведение, гос.учреждение, насаждавшее классицизм, как главный стиль эпохи.)

За образец была взята франц.Академия Художеств.

В 1757г. был учрежден устав (скопированный с франц.Ак.Худ-в), стало строиться специализированное здание для Академии. Кокоринов –первый главный ректор, архитектор Ак.Худ-в.

Академия делилась на:

Воспитательное училище

(мальчики с 5-6 лет) Академию Художеств (Императорская Ак-я трех главных Художеств: живописи, ваяния и зодчества.)

Предметы:

Рисунок (с образцов), гравюры с картин.

Античность и эпохи Возрождения

(ради формирования идеала красоты) 3 отделения (на основе усвоенного материала)

Живопись;

Ваяние;

Зодчество.

Вся жизнь художников была связана с Академией художеств. (Бесталанные ученики, не получившие медаль, не имеющие особого успеха, становились исполнителями в подмастерье.)

Общая характеристика:

1) опора на античность;

2) композиция: симметричная, (статичная, принцип треугольника, уравновешенная)

3) ясность и простота ( гармония), (геометрические формы, завершенность форм)

Русский классицизм основан, конечно, на тех же принципах, что и классицизм европейский. Он привержен большим обобщениям, «общечеловеческому», стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Идея Отечества, так же, как и руссоистская идея «естественного человека»,–основные в его программе.

Период:

1) Ранний классицизм (элементы барокко, переход к классицизму) 1760-1780гг;

2) Строгий классицизм (зрелый), 1780-1800гг;

3) Высокий классицизм (лучший) (Русский ампир», т.е. стиль империи.. Под влиянием победы в войне 1812г. наступает пик.) 1800-1820гг.

Ранний кл-зм.

Крупнейшие мастера раннего классицизма А.Ф. Кокоринов (1726– 1772) и француз Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729–1800) – авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764–1788), в котором учтено важное в градостроительном отношении местоположение здания на берегу Невы. В плане оно представляет собой почти квадрат, в который вписан круглый внутренний двор, а по углам –малые служебные. Цокольный и первый этажи являются неким рустованным пьедесталом, два верхних объединены общим ордером. Почти ничто уже не говорит об уходящем барокко, лишь средняя часть фасада с колоннами и статуями построена на игре выпуклых и вогнутых поверхностей. Все привычные для барокко элементы: филенки, тяги, наличники –строго упорядочены. Кокоринов стал первым профессором-руководителем архитектурного класса в Академии, здание которой он строил. Валлен-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа (1764–1769) и фасады и арки лесных складов Адмиралтейства, так называемая «новая Голландия» (1765–1780), строительство которых было начато еще С. Чевакинским.

Ринальди строит в Петербурге Мраморный дворец (1768–1785), названный так потому, что нижний этаж его облицован гранитом, а два верхних, объединенных коринфскими пилястрами и полуколоннами,– цветным олонецким мрамором. П-образный дом. В этот период архитектуре вообще свойственно использование естественного материала, тонкое понимание красоты разных пород камня.

Баженов В.И. Дом Пашкова. (ордерная система, купол, ротонда. Барокко: в резких контрастах- верхний и нижний этажи, лестницы, вазоны, балюстрады, декоративность, на стене и на основании портиков барельефы.) Умению располагать здание в природной среде Баженов учился у древнерусских зодчих. Это прекрасно видно на примере дома П.Е. Пашкова (1784–1786, старое здание РосГосБиблиотеки) в Москве, расположенного на откосе высокого холма, напротив Кремля, у впадения Неглинки в Москву-реку,–одного из самых красивых домов столицы и по сей день.

Баженов –автор многих великолепных архит.проектов в Петербурге и Москве, часть которых была построена, и многое осталось лишь на бумаге.

Крупнейший зодчий второй половины XVIII в.– Иван Егорович Старов (1744–1808). В духе раннего классицизма решены его некоторые загородные усадьбы (Никольское-Гагарино под Москвой, 1773–1776). В эти же годы он возводит в Петербурге Троицкий собор Александро-Невской лавры на месте старого, начатого еще при Петре и предназначенного теперь служить мавзолеем Александра Невского (1774–1790). Отсюда сохраненный им тип трехнефной базилики с куполом и двумя башнями-колокольнями. Благодаря реконструкции Старовым подъезда к Лавре, въездных ворот и площади около них был создан целостный ансамбль, который включил в себя архитектуру начала и конца столетия и завершил Невскую перспективу. Но самое значительное сооружение Старова –Таврический дворец (1782–1789). Таврический дворец – огромная городская усадьба Г.А. Потемкина – предназначен для торжественных приемов и пиршеств. Главный корпус размещен в глубине парадного двора. Главный зал, которому закругленные торцы придают овальную форму, делит весь комплекс интерьеров на две части: с одной стороны –комнаты, объединенные купольным залом, с другой – зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает роскошь и даже некоторую преднамеренную театральность интерьеров.

Строгий кл-зм

В 1792–1796 гг. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, где основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806–1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой.

Скульптура

Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос – общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности. Стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском – идеально-прекрасное, гармоничное, совершенное начало.

Высокий кл-зм. (Русский ампир)

1) триумфальный характер, т.е. все здания в честь победы в войне 1812г;

2) монументальность, масштабность (огромные);

3) через синтез скульптуры и архитектуры. Синтез-это равенство и содружество двух видов искусства на основе общей идеи.

4) ансамблевый характер(центры городского ансамбля и скульптурные дополнения).

Захаров А.Д. Ансамбль : Здание Адмиралтейства, Башня Адмир-ва, Щедрин « Нимфы, держащие земной шар»(2скульптуры по бокам входа в Адм.-во)

Воронихин . Ансамбль. Казанский собор, Орловский- «Памятник Кутузову», «Памятник Бартлаю-де-Толли».

Стрелка Васильевского острова . (Тома’ де Томо’). Расстральные колонны(2маяка).

Росси. Дворцовая площадь. Ансамбль.

Здание главного штаба. Монферан- «Александрийский столп»,

Знаменитая триумфальная арка.

Ансамбль Михайловского дворца(Русский Музей) и площади Искусств.

Сенатская площадь. Памятник Петру 1 на коне (Фальконе).

Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (к 200-летию победы). Тема всенародного подъема, построен на собранные народом деньги.