68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
В советской живописи конца 1950-х- начала 1960-х годов утвердился «суровый стиль». Название относилось к произведениям художников, изображавших в сюжетно- тематических картинах жизнь простых людей в возвышенно поэтическом духе. Художники воспевали энергию и волю современников, «героику трудовых будней»
(Н.И. Андронов, Коржев, Иванов, Никонов, Оссовский,Салахов).Сходные установки проявлялись в графике( Голицин, Захаров) и в скульптуре ( Шаховской, Александров). Для сурового стиля характерны монументальные композиции, обобщенные лаконичные формы, энергичные ритмы, четкие силуэты, сдержанная цветовая гамма.
Гелий Михайлович Коржев – самых ранних работ обращался к большим гражданственным темам. Первым крупным произведением художника является триптих «Коммунисты», состоящий из картин «Интернационал», «Гомер(рабочая студия)» и «Поднимающий знамя». Историко- революционная тема трактуется художником с высокой степенью философского и социального обобщения. Коржев создал целостные образы «солдат революции». Главные персонажи изображены крупно, все предельно лаконично, только некоторые детали даны как приметы времени. Стиль Коржева остается сдержанно – суровым, даже когда он обращается к лирической тематике «Влюбленные». Живописи Коржева присущ драматизм. Так в картине «Художник» звучит тема невостребованности таланта. В 1960 гг. Коржев создал серию картин « опаленные огнем войны». Полотна этой серии («Проводы», «Заслон») обладают огромной силой эмоциональной выразительности. Одна из последних работ художника «Дон Кихот» показывает борца за справедливость, несломленного героя , что вселяет надежду на светлое будущее.
Виктор Иванович Иванов-прославился как создатель больших тематических полотен( «На покосе. В шалаше», «Семья», «Рязанские луга», «Родился человек», «Под мирным небом»). Всем им свойственны ясная компощиция, четкая очерченность контуров, сдержанность цветового решения. На картине «В кафе «Греко» изображены художники Коржев, Оссовский, Зверьков, Жилинский и сам автор во время совместной поездки в Рим. Темы для больших картин Иванов искал в патриархальной жизни русской деревни. Выразительные средства, свойственные скорее монументальной, чем станковой живописи, отличают даже его камерные полотна: «Автопортрет с дочерью», «Внучка», «В саду», «Маша»
Таир Теймур оглы Салахов- был признанным лидером сурового стиля, прекрасным живописцем и графиком. Одной из задач этого направления было развитие невостребованных официальным соцреализмом традиций ранней советской живописи. Образцом для подражания Салахов считал творчество Дейнеки. Салахов искал новый пластический язык( «Резервуарный парк», «Монтажник», «Женщины Апшерона»). Особое место мастера среди художников сурового стиля объяснялось тем, что он изображал не гигантские сибирские стройки, а обратился к труду нефтяников Каспия(«Ремонтники»). Суровая романтика и драматическая героика отличают и портреты Салахова. В «Портрете композитора Кара Караева» изображен творец, размышляющий над актуальными духовными проблемами времени. Необычна ассиметричная композиция- композитор показан в профиль, его лицо погружено в тень, а освещена напряженная спина, обтянутая белым свитером. Которая выделяется ярким пятном на фоне черного рояля. С конца 60-ых, начала 70-ых Салахов от тематической картины сурового стиля перешел к пейзажам родного края, портретам родных и близких («Айдан»- портрет дочери), красоте обнаженного женского тела, экзотике заморских стран. Работы этого периода по- прежнему отличают монументальная выразительность форм, классическая строгость композиции и оригинальная пластика.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.