11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
Представление о римлянах должна была оставлять архитектура. Увлечение греческим искусством проявилось в обращении к ордеру, только в Риме он играл не конструктивную роль, а использовался в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Римляне изобрели бетон — важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки. Они открыли новый способ возведения зданий — монолитно-оболочечный, при котором основу составляли две узкие кирпичные стены, между которыми заливался битый щебень с бетоном, а снаружи шла облицовка мрамором. Здания приняли помпезный репрезентативный вид, представляющий власть и величие римских правителей. Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений — создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор.
Театры. Римское театральное здание окончательно сложилось в эпоху Августа. Римский театр целиком основан на греческом театре, но он располагается в городе. Места для зрителей, которые в греческом театре получались путем оформления естественного природного склона, в Риме возводились на ровном месте так, что снаружи они образовывали высокое монументальное здание (Театр Марцелла). Сцена и места для зрителей объединились в общее кольцо стен одной высоты. Так проявилась тенденция к замыканию внутреннего пространства: внутреннее помещение театра окружено теперь каменной массой со всех сторон, и его легко закрыть сверху тентом, чтобы защитить зрителей от палящих лучей солнца. Остался последний шаг - превращение временного тента в постоянный потолок, и внутренность здания окончательно замкнется.
Амфитеатры. Главным местом увеселительных зрелищ (гладиаторские бои, травли зверей, морские сражения (наумахии)) был Амфитеатр Флавиев (Колизей). В плане он представляет собой эллипс, большая ось которого - 188м, малая - 156 м, длина арены - 86 м, ширина - 54 м; при этом он вмещал 87 000 зрителей. С внешней стороны здание представляло собой трехъярусную аркаду, в нижнем ярусе украшенную полуколоннами тосканского, в среднем -ионического, в верхнем - коринфского стиля. Над третьим ярусом находился портик, предназначенный для натягивания тента.
Триумфальные арки. Тип триумфальной арки возник из эллинистических декоративных ворот, например, ведущих на рыночные площади, но окончательно архитектурная форма сложилась только в Риме. Триумфальная арка запечатлевала церемонию триумфа, то есть въезд победоносного полководца в Рим. Триумфальные арки ставили в честь известных событий и в честь императора: они прославляли империю и монарха. Арки украшались колоннами и рельефами. Подобно тбму, как император противостоял народу, а римский полководец - солдатам, так памятник победы -триумфальная арка противостоял городу. В качестве ворот без ограды триумфальная арка не имела практической функции и потому казалась.выражением высшего почета.
Термы (бани) были центрами общественной жизни Рима: местом встреч, веселых игр, занятий спортом, прогулок и даже чтения. Первоначально в римских виллах выделялось банное помещение, но этими удобствами обладала меньшая часть населения, и с III в. до Р.Х. появились общественные бани. В I в. до Р.Х. в Риме насчитывалось 170 общественных бань, а к IV в. насчитывалось уже около тысячи, в среднем на каждый район приходилось от 60 до 80 бань. Человек, искавший популярности, строил баню. Императорские термы - настоящие дворцы, украшенные статуями и колоннами, искусственными водопадами, роскошными мозаиками полов, мраморными стенами. Без общественных бань нельзя было себе представить самого отдаленного уголка империи.
Цирки строились во всех больших провинциальных городах. Римские цирки являлись дальнейшим развитием эллинистических ипподромов и предназначались для состязания колесниц. Для безопасности зрительские места отделялись от арены рвом. Ввиду растянутости здания цирка в длину (Циркус максимус в Риме имел длину арены около 550 м, при ширине около 90 м) не требовалось сильного подъема мест для зрителей.
Храмы. Римские храмы восходят к греческим храмам, сильно переработанным и видоизмененным этрусской культурой. Этрусский храм имел небольшую целлу и равную ей по глубине колоннаду по фасаду. Весь храм стоял на высоком постаменте, имеющем лестницу только спереди. Этрусские храмы были большей частью деревянными, перекрытие обильно украшалось терракотовыми плитками. Колонны тосканского ордера опирались на базу, были лишены каннелюр и имели капитель, сходную с дорической. Дальнейшее развитие храмовых форм рационалистично, что характерно для римлян и отличает их от греков. Волевое напряжение и рассудочная ясность определяют архитектурную композицию.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.