6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
Концентрация в руках знати и связанного с ней жречества огромных бо¬гатств, особенно к концу правления XVIII династии, необычайно усилила их и противопоставила царской власти. С целью ослабить все возрастающую власть знати и жречества, особенно жрецов главного святилища Египта — храма Амона-Ра в Фцвах, фараон Аменхотеп IV в начале 14 в. до н. э. провел большую реформу: Аменхотеп IV возглавил движение мелких рабовладельцев и новой служилой знати, направленное против потомственной знати, с тем чтобы оттеснить ее от власти и источников богатства; он уничтожил культы многочисленных богов и заменил их поклонением одному божеству — солнечному диску Атону. В Связи с этим свое имя он изменил на Эхнатон («Дух Атона»), столицу перенес из Фив в специально построенный город в Среднем Египте — Ахетатон, приблизил к себе новых людей, в числе которых были и выходцы из слоев рядового свободного населения (немху). На месте Ахетатона теперь находится селение А'марна и по¬этому, по названию места, где раскапывают столицу Аменхотепа IV, время его правления часто называют «амарнским».
Порывая с Фивами, царь стремился порвать и с фиванской художественной традицией. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Были привлечены, вероятно, мастера мест¬ных школ и мастерских. Все эти изменения обусловили большое своеобразие искусства времени Эхнатона.
Архитектура Амарны. Архитектура амарнского периода дала меньше нового, чем другие виды искусства. Храмы строились, как и прежде, с входными пилонами и были окружены стенами, но уже без многоколонных зал, т. к. куль¬товые церемонии совершались теперь на открытом дворе. Строились они наскоро, главным образом из кирпича, и не отличались ни монументальностью, ни высокими художественными качествами. Чередование пилонов и огромных открытых дво¬ров с рядами жертвенников вносило в архитектуру скучное однообразие. Рас¬копки дали возможность реконструировать дворцы Ахетатона, построенные так¬же из кирпича, с каменными колоннами и косяками дверей, с парадными залами и интимными комнатами, с садами и водоемами, росписями (растения и сцены дворцового быта) и фаянсовыми изразцами на стенах.
Искусство Амарны. Изменилась не только форма, но и содержание искусства: появились изображения царя в повседневной жизни, в кругу семьи, в саду, во дворце и т. п. Почти все композиции росписей и рельефов Амарны были со¬зданы заново. В изображениях же царя, царицы и их близких появилось стрем¬ление передавать сугубо личные, индивидуальные портретные черты, т. е. то, от чего искусство предыдущих периодов намеренно отказывалось. В начале по¬иски новых форм приводили художников даже к подчеркнутой экспрессии в портретных изображениях. Амарнское искусство пережило период яркого, хотя и краткого расцвета. Период Амарны занимает особое место в истории искусства Египта.
Скульптура Амарны. Здесь было открыто несколько мастерских скульпто¬ров (например, Тутмеса), и находки в них показали, что (Скульпторы создавали портреты по гипсовым маскам, снятым с умерших и живых людей.0 Найденные в мастерской Тутмеса незаконченные портреты самого Эхнатона и его жены Нефертити позволили установить, что скульптор исходил от непосредственных этюдов с натуры, постепенно отбрасывая, удаляя второсте¬пенные детали, выявляя самое характерное, типическое. Однако и законченные портреты, например знаменитый портрет Нефертити в царской короне (Бонн) и портретные головки царевен (Берлинский музей) полны дыхания жизни, не¬повторимой прелести.
Так же реалистично, как лица, передаются и тела статуй (например, статуя Эхнатона и женский торс). Для достижения впечатления наибольшей жизненности начали даже делать статуи из разных материалов : закрытые одеждой части — из известняка, а лица и руки — из кристаллического песчанника. Кроме того, статуи продолжали рас¬крашивать, а глаза инкрустировать. Рельефы и росписи Амарны. рельефы и росписи Амарны характеризуются теми же чертами, что и скульптура : жизненностью, естественностью.^
На фрагменте росписи, хранящемся в Оксфордском музее, две маленькие царевны, сидя у ног родителей на мягких подушках, обнимают друг друга. Мы видим царя и царицу у смертного ложа старшей дочери, царь утешает рыдаю¬щую царицу — ни в один из предшествовавших периодов истории египетского искусства невозможно было бы такое выражение интимных, личных пережива¬ний человека. Мастера вырабатывают новые ико¬нографические приемы изображения фараона — отказ от идеализации об¬раза, точная передача индивидуальных черт и характерных особенностей стро¬ения тела: удлиненного овала лица, утяжеленной нижней челюсти, свое¬образной посадки головы на длинной шее, округлых бедер, выступающего живота, тонких рук и ног. Узкий раз¬рез глаз, поставленных наискось к пе¬реносице, сочетается с тяжелыми, полу¬опущенными веками, придающими взгляду выражение меланхоличности. Художники проявили интерес к ин¬дивидуальным чертам человека. Изоб-ражение стало менее условным, жес¬ты и позы — более естественными. ,Художник времени Амарны своей основной задачей считает «правдивость» изображения как в росписи, так и в скульптуре^ Он далек от идеализации своих моделей; все особенности, присущие только Эхнатону и его дочерям, придвор¬ные мастера превращают даже в особый стиль, ставший обязательным и для других портретных изображений этого времени ; происходит как бы обрат¬ное движение, противоречащее само себе — «правда» изображения»превращается в манеру, в стиль, в условность. Искусство Амарны не порывает ни в рельефе, ни в росписи с условностью изображения объемного тела на плоскости, оно не нарушает строгого закона абсолютной симметрии и «фронтальности» в пластике. Искусство Амарны внесло так много нового, вызвало такой значи¬тельный разрыв с прошлым, что полный возврат к старому был уже невозможен. Искусство следующей, XIX, династии испытало сильное воздействие амарнского 1 искусства, заимствуя у него утонченность и некоторую манерность.
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.