logo
ответы по госэкзамену по истории искусств

Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.

Древнерусское время(средневековье):

1) феодальные отношения;

2) религиозное сознание(коллективность);

3) коллективная, традиционная , символичная культура, обобщенность.

Новое время:

1) Буржуазные отношения;

2) Научное сознание (Эпоха Просвещения);

3) Индивидуальная культура, авторство, новаторская культура, реалистичность, конкретность.

Петровские реформы-это культурная революция (до этого ,Крещение Руси в 988г-первая революция. ) Культурная революция-это коренной необратимый переворот.

Петр1 начал реформирование от того, что понимал, что Россия безнадежно отстала от европейских стран политически, экономически. Дал толчок в области просвещения:

русский алфавит, Образовательная сфера(школа), Первые музеи, экспозиции, Академия наук. Но просвещение верхушечное (для избранных),в отличии от европы. Образование получало служивое дворянство.

Курс на европеизацию: 1) через пенсионерство (отправление обучаться в европу); 2) приезд иностранных специалистов; 3) привоз образцов для подражания.

Лучшие русские наработки не уничижались, не уничтожались, на них накладывались европейские наработки.

Доимператорский период (до 1721г.). Простота, рациональность, черты реализма.

Императорский период ( после 1721г.)

(Голландия – демократич. Республика, Франция-самодержавная абсолютная власть. Ориентир был на Францию, отсюда= барокко.)

Общий характер искусства:

1) Новаторский ….живопись-портрет, историческая, батальная жив-сь,натюрморт,пейзаж. шпалеры (подражание живописи) фарфор, стеклоделие, архитектура.

2) Светский гражданский характер (общественный, нерелигиозный)

архитектура,

появление скульптуры (круглая, медальерная, рельефная)

графика (печатная гравюра, газетно-журнальное дело, книгопечатание.

3) Научно-просветительный характер

гравюра научного характера (Школа при Академии Наук, типография, школа Граверов,-основа для Академии Художеств.)

4) Пропагандистский характер. … Монументально-декоративные искусства, портреты, прославляющие людей.

Пропаганда идей: --Человек(а не Бог)

--Император (слуга Отечества!!!)=идея служения отечеству

--Наука.

Новации в застройке г.Петербурга( гл. арх. Доменико Трезини):

-регулярный план; (лучами от Адмиралтейства три главных проспекта)

-коридорная застройка улиц (фасады зданий близко примыкают друг к другу, отсутствие зелени;

-типовая застройка.

Летний дворец.

Кунсткамера.(арх.Маттарнови).

Ансамбль Петергофа (прототип Версаля, только лучше, больше зелени, близость к природе.)

Елизаветинское барокко (зрелое, Расстреллевское):

Екатерининский дворец,

Зимний дворец (Эрмитаж),

Смольный монастырь.

Бартоломео (отец и сын), и Расстрели—архитекторы.