2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
Египтяне верили Боги дадут вечную жизнь людям если те, сохранят неприкосновенность традиций. Вся реальная жизнь посвящена подготовки к вечной жизни. Нужно сохранить тело. После смерти все д.б. при человеке, чтобы он мог воскреснуть и чтобы он ни в чем не нуждался. Человек делится на тело и КА, душа – БА – только у фараона, а у остальных КА энергетический двойник. Тело забинтовывали, длина битов до 5 км в бинтах: скоробей (шар-модель вселенной, живой и питается мертвыми), змея (власть и мудрость), олицетворение бога Гора. Далее начинается магия, которой может заниматься только человек высокого духа, образ целомудрие – жрецы. Проходило много обрядов. Внутренние органы доставали и располагали в каноны – сосуды. 3 крышки с головами божеств, 4 с головой умершего. Сердце возвращают обратно в тело. Дом в реальной жизни) =Гробница(вечная жизнь)=Храм(дом бога)= все это подразумевалось как ЖИЛИЩЕ Во временны 1ой династии появляются первые гробницы мастаба. В плане это простой прямоугольник, стены которого слегка наклонены внутрь, а кровля плоская. Наклонный коридор вел от кровли мастабы через толщу сооружения вниз, к погребальной камере. После погребения коридор полностью засыпали. Внутри мастабы располагался сердаб - узкая камера, где бессмертная душа усопшего («Ка») продолжала жить; считалось, что она питается изображенными на стенах яствами. Рядом находилась маленькая капелла с ложной дверью - узкая щель, ведущая в сердаб. Внутри комнат располагаются все вещи: еда, одежда, украшение, оружие, ушебти (ответчики) каменные фигурки 360 рабов. Они работали за фараона. По стенам гробниц фризообразные росписи, сцены из реальной жизни вся временная развертка(комиксы из жизни). Располагалась скульптура умершего, куда должна перейти душа если тело не сохранится, если же не сохранится скульптура, то в изображение. В гробнице нельзя прорывать границы, нельзя смешивать пространства. Зародыш храма – ниша с именем умершего. Знать хоронили в мастабах, фараонов в грандиозных гробницах - пирамидах. Желание утвердить власть фараона проявлялось в стремлении сделать царские мастаба как можно более крупными. Но увеличение их размеров по горизонтали скоро перестало служить этой задаче. Важнейшей ступенью в развитии арх-ра цар гробниц явилось увеличение их по вертикали. Первым значительным сооружением, в котором эта тенденция нашла свое воплощение, была усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (около 3000 г. до н. э.), так называемая «ступенчатая пира¬мида»). Она достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи уменьшающихся кверху мастаб. Пирамида и постройки вокруг нее (дворы, молельни) были возведены по единому плану, составляя сложный ансамбль. Имя его создателя, зодчего Имхотепа, до конца истории Египта почиталось как имя мудреца, первого строителя каменных зданий, астронома и врача. В целом ряде деталей пирамида Джосера и окружающие ее постройки еще воспроизводят в камне, который здесь широко применен, элементы кирпичного и деревянного строительства : систему крепления деревянных балок, пилястры, колонны. Значение пирамиды Джосера состоит в том, что она была первой в целой серии надгробных сооружений, в которых постепенно складывался классический тип пирамиды. В сооружении ступенчатой пирамиды Джосера египтяне впервые начали использовать в качестве строительного материала камень. Так, деревянные двери были заменены неподвижными каменными имитациями в открытом, полуоткрытом или закрытом положении; связки тростника, которые обычно поддерживали устланные циновками крыши древнейших жилищ, послужили прототипами приставных колонн с каннелированными, или «гофрированными» стволами. Приставные колонны, имитирующие отдельные стебли и цветы папируса и лотоса, в их природном состоянии непригодные для использования в качестве опор, вероятно, были копиями архитектурных элементов, которые раньше изготовлялись из дерева.
Геометрически правильные пирамиды появились впервые в начале IV династии (ок. 2570 до н.э) Следующим, завершающим, звеном в этой це¬пи построек являются знаменитые пирамиды в Гизэ фараонов IV династии Хуфу, Хафра Менкаура (которых греки называли Хеопс, Хефрен и Микерин), фарао¬нов, правивших в 29—28 вв. до н. э. В величественных пирамидах Гизе идея всеподавляющей мощи нашла свое наиболее полное воплощение. В то же время пирамиды представляют собой памятники архитектуры, формы и пропорции которых необычайно отработаны, найдены, четки и лаконичны, а тем самым и предельно выразительны.Среди сохранившихся сооружений нет двух одинаковых по размеру; архитектурное решение и декор связанных с ним построек нигде не повторяется. Однако за очень немногими исключениями все они были возведены по одному плану.
После смерти фараона его тело переносили для очищения и бальзамирования в храм на границе пустыни на западном берегу Нила. Как правило, стены внутри храма покрывались раскрашенными рельефами с культовыми сценами. Лучше всего сохранившийся храм этого типа относится, однако, к расположенному в Гизе пирамидному комплексу Хефрена, фараона IV династии. Толстые стены храма облицованы полированным гранитом и лишены декора, если не считать высеченных над двумя входами надписей с именем и титулатурой фараона.
От этого нижнего храма на запад вел длинный крытый ход. Самый ранний из таких коридоров не имел покрытия, но когда вошло в обычай украшать стены раскрашенными рельефами, коридор получил плоскую крышу, прорезанную посередине узкими щелями, пропускающими свет. Возможно, впервые подобным крытым коридором снабдили Большую пирамиду.
Коридор вел к наиболее пышно обставленному и оформленном зданию комплекса - заупокойному (поминальному) храму. Он состоял из пяти главных частей: входного зала; открытого двора, обычно окруженного крытым коридором; пяти ниш для статуй; кладовых и святилища, задняя стена которого противостояла восточной стороне пирамиды. Расписные рельефы на стенах внутри храма представляли сцены религиозных празднеств и важных событий из жизни фараона. Кладовые в свое время были заполнены ценностями. Многочисленные статуи фараона, изображающие его иногда вместе с царицей или богами, находились как в заупокойном храме, так и в нижнем храме в долине.
Пирамиду и заупокойный храм окружала стена, ограждающая участок с еще несколькими малыми пирамидами - усыпальницами цариц или постройками ритуального назначения. Число этих малых пирамид колеблется от одной (в самых ранних комплексах) до десяти, как в ансамбле пирамиды фараона XII династии Сенусерта I (ок. 1950 до н.э.) в Эль-Лиште. Внутри, а иногда и вне ограды были захоронены большие деревянные ладьи, согласно верованиям египтян перевозившие фараона в иной мир.
Погребальные камеры в ступенчатой пирамиде Джосера были вырыты под землей в скальном грунте. В правильных пирамидах, однако, эти помещения обычно встраивались частично или полностью в каменную кладку наземного сооружения. Входы в пирамиды эпохи Древнего Царства в основном (за исключением некоторых гробниц фараонов XII династии) расположены у подножья северного фаса; низкий узкий коридор ведет к погребальной камере, устроенной в центре пирамиды, под вершиной. Некоторые из древнейших пирамид имели не одну, а больше погребальных камер. В «надломленной» пирамиде Снофру в Дахшуре близ Каира высоко прорезанный в западном фасе отдельный вход ведет во вторую камеру.
Пирамида Хеопса, или Большая пирамида в Гизе, со стороной квадрата основания, равной 230 м, первоначально имела высоту 146,7 м. Верхушка обрушилась на 9,4 м. Основание пирамиды занимает площадь в 5,3 га. Подсчитано, что для постройки Большой пирамиды понадобилось 2 300 000 каменных блоков, вес каждого в среднем 2,5 т. По размеру с Большой пирамидой может сравниться только стоящая по соседству пирамида Хефрена. Сторона ее основания короче на 20 м, а высота вертикали меньше примерно на 3 м. Третья пирамида в Гизе, построенная сыном Хефрена Микерином, занимает менее четверти территории Большой пирамиды. Последующие строения были, как правило, еще меньше.
Большая пирамида имеет три камеры: одну подземную и две, называемые Покоем фараона и Покоем царицы, на разных уровнях в теле пирамиды. Эти две верхние камеры соединены галереей длиной 47 м и высотой 8,5 м, перекрытой великолепным ложным сводом. Подобнойгалереи нет ни в одной другой пирамиде. Покои фараона, в которых находится незаконченный гранитный саркофаг, целиком выстроены из гранита. Перекрытие камеры образуют девять блоков, положенных вровень и весящих ок. 400 т. Над перекрытием устроены пять отдельных отсеков. Четыре из них имеют плоские потолки, а пятый - скатную крышу. Эта хитроумная конструкция, вероятно, предназначалась для распределения нагрузки и снижения давления массы камня непосредственно на перекрытие камеры. В северной и южной стенах Покоя фараона находятся прямоугольные проемы шахт (возможно, вентиляционных), ведущих наружу.
В примыкающей «комнате подъемных дверей» три гранитные двери были опущены и запечатали царскую комнату после погребения. Гранитные блоки, сложенные в большой галерее, были спущены вниз и закрыли отверстие над входным коридором. Полагают, что последние рабочие покинули пирамиду по крутой «шахте выхода» и затем по входному коридору. Подземную камеру, возможно, построили для обмана грабителей. Камера царицы изначально предназначалась не для захоронения, а для погребальных даров. Наружные стены пирамиды были облицованы известняковыми плитами. В 820 халиф аль-Мамун проник в погребальную камеру фараона, но нашел там только незаконченный саркофаг. Останки Хеопса, фараона, для которого была возведена эта пирамида, так и не были найдены.
Пирамиды эпохи Среднего Царства.
Фараон XI династии Ментухотеп V Небтауира (ок. 2040 до н.э.) ввел новый тип пирамиды. На западном берегу Нила близ Фив, в долине Дейр-эль-Бахри, он построил террасный заупокойный храм, увенчанный пирамидой, перед которой находился двор, засаженный тамарисками и сикоморами.
Интерьеры поздних пирамид, особенно эпохи конца XII - начала XIII династий, были спроектированы с величайшей изобретательностью. Тем не менее погребальные камеры и храмы всех пирамид были разграблены.
По своей структуре поздние пирамиды значительно уступают пирамидам Древнего Царства. Поначалу только внутреннее ядро, а в период XVII династии и все сооружение, за исключением замкового камня, т.е. самого верхнего в конструкции, были сложены из кирпича. Каменные пирамиды царей и цариц эфиопских династий были сравнительно небольшими, со стороной основания в 12 м и с углом наклона в 68 градусов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Зарождение первобытного искусства: Живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи
- 2. Гробничная арх-ра Древнего Египта: арх-ная композиция, скульптура, росписи.
- 3. Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности
- 4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника
- 5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений
- 6Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации
- 7 Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.
- 9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса.
- 10 Скульптура Древней Греции
- 11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима
- 12 Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения
- 13. Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.
- 14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик
- 16 Планировочные, конструктивные и образные особенности романской арх-ры
- 18. Основные принципы готической конструкции. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм(на примере фр соборов)
- 15 Типологическое разнообразие византийских храмов
- 17 Романская скульптура
- Вопрос 19. Роль витража в ансамбле готического собора франция.
- Вопрос 20. Особенности готической скульптуры.
- Вопрос 21 Древнерусский храм 11-12вв. Стройматериалы и конструкции, худож-образное решение, эволюция.
- Вопрос 22. Древнерусская икона 12-14вв. Технология, язык, эволюция.
- Вопрос 24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.
- Вопрос 28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.
- Вопрос 29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего, традиции и новаторство.
- Вопрос 30. Творчество Дюрера, (немецкое Возрождение).
- Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.
- Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века.
- Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.
- Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века.
- Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.
- 37: Особенности русского романтизма (на примере живописи).
- 38. Творчество а. Г. Венецианова как пример раннего реализма.
- 40. Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.
- 43. Творчество в.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.
- 45. Серов
- 46. «Мир искусства».
- 47. Стиль барокко в итальянской арх. 17 века
- 51. Диего де Сильва Веласкес
- 52. Принципы классицизма во французской живописи 17 века
- 54: Рококо во франц. Живописи 18 века.
- Вопрос 55. Жак Луи Давид
- 58. Реализм во Франции 19 века.
- 59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве э. Мане.
- 60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.
- 61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи п. Гогена, в. Ван Гога, п. Сезанна.
- 62.«Абстракционизм» в.Кандинского.
- 64. Творческий метод «аналитического искусства» п. Филонова.
- 65. Роль вхутемаСа – вхутеиНа в формировании в 1920х годах новой российской художественной культуры.
- 66. Ассоциац.Худ-ов революц. России.
- 68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.
- 70. Новые черты в образно – пластической структуре художественных произведений 1970х годов, философское и ассоциативно - метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.